ПРИНЯТО
педагогическим советом
Протокол № 1 от 21.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МАОУ «СОШ № 17»
от 21.08.2025 г. № 215-ОД
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения лиц с особыми возможностями здоровья
в МАОУ «СОШ № 17»
2025 г.
1. Общие положения
1.1. Положение об организации обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) по адаптированным
образовательным программам (далее– АОП) в МАОУ «СОШ №17» (далее Положение) разработано на основании:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 в актуальной редакции;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599;
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 №287 (в актуальной редакции);
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115;
7. Приказ Минпросвещения России от 05.08.2025г. №579 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 октября
2024г. №704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской
Федерации №81220 от 11.02.2025);
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования» (далее – приказ Минздравсоцразвития № 761н);
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.11.2024г.
№763 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической
комиссии» (зарегистрировано в Минюсте России 20 ноября 2024 г. N 80240);
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.06.2023 № 136н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»;
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2025г
№ 495 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий».
1.2. Настоящее Положение об организации обучения детей с ОВЗ по АОП в
МАОУ «СОШ №17» определяет порядок организации обучения и воспитания
детей с ОВЗ.
1.3.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ТПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
1.4. Адаптированная образовательная программа — образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
2.Организация обучения детей с ОВЗ по АОП
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с
учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в
том числе получение социально-педагогической и психологической помощи,
бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции.
2.2. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано совместно с другими обучающимися (инклюзия).
2.3. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1)
в образовательной организации;
2)
вне образовательной организации: по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования - на
дому или в медицинских организациях1, в форме семейного образования.
Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
2.4. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.5. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов
может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента, помощника).
2.6. Адаптированная общеобразовательная программа – образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
2.7. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
2.8. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным
программам в Учреждении создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся,
включающие
в
себя
использование
специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающегося с ОВЗ и
его семьи, сопровождение иными специалистами в соответствии с
рекомендациями ПМПК и индивидуальной программы реабилитации или
абилитации
инвалида;
проведение
групповых
и
индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Учреждения и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ.
2.9. Доступность образовательной среды образовательной организации
предполагает:
•
доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
•
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие
оборудованного рабочего и читального мест.
2.10. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть
реализованы в следующих формах:
•
урочной и внеурочной деятельности;
•
с
применением
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных технологий;
•
сетевой и др.
2.11. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:
средствами обучения и воспитания, учитывающие психофизические
особенности и состояние здоровья детей с ОВЗ;
- предоставление переводчика русского жестового языка, сурдопереводчика
или тифлопереводчика, а также педагогов в соответствии с рекомендациями
ТПМПК.
- бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной
учебной литературой;
- бесплатным питанием.
2.12. Продолжительность
учебного
занятия
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья, а также для классов, в которых
обучаются дети с ОВЗ составляет не более 40 минут.
2.13. Организация рабочего пространства детей с ОВЗ должна соответствовать
санитарным нормам и правилам, в частности при расположении парт (столов)
используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, следует учитывать
особенности физического развития обучающихся. Мебель для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, должна быть
приспособлена
к
особенностям
их
психофизического
развития,
индивидуальным возможностям и состоянию здоровья. Для организации
трудового обучения кабинеты технологии обеспечиваются необходимым
оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями,
учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
2.14. Обучение классов для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья проводится в первую смену. Урочная деятельность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной
неделе.
2.15. В системе оценки достижения планируемых результатов освоения
программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ
предусматривается создание специальных условий проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учётом
здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.
2.16. При реализации адаптированных программ основного общего
образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены
следующие изменения (при необходимости):
•
для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных
для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»;
•
для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и
литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи»,
предметные результаты по которому определяются Организацией
самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых
образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных
адаптированных программ основного общего образования;
•
для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного
языка;
•
для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета
«Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная
физическая культура», предметные результаты по которому определяются
Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с
ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом
примерных адаптированных программ основного общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из
перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные
курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных
предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
2.17. Государственная итоговая аттестация на уровне основного общего
образования для обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования, утверждённым приказом Министерства
просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки от 04.04.2023 г. № 232/551.
2.18. Государственная итоговая аттестация на уровне среднего общего
образования для обучающихся с ОВЗ регламентируется Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства
просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки от 04.04.2023 г. № 233/552.
2.19. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с
ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной
отсталости).
3. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
3.1. Диагностико - коррекционное психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях осуществляется ПП (к)
3.2. Специалисты Психолого-педагогической комиссии МАОУ «СОШ №17»:
- осуществляют психолого - педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- определяют условия и формы обучения конкретного ребенка;
- проводят работу со всеми участниками образовательной деятельности,
направленную на создание специальных условий, обеспечивающих
индивидуальный подход в процессе коррекционно-развивающего обучения
ребёнка и его психологического сопровождения;
- разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты, которые согласуются с родителями (законными представителями)
ребёнка и утверждаются директором Учреждения;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ТПМПК;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками
образовательных отношений.
3.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательной
организации осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учительлогопед, педагог-дефектолог.
3.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение
основной образовательной программы, показатели функционального состояния
их здоровья фиксируются в документации ПП(к) (протоколах заседаний ПП(к),
характеристиках, отчётах и др.).
3.5. Вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и
оптимальной формы получения общего образования для ребёнка с ОВЗ на
данном этапе обучения решается на заседании ПП(к) и согласуется с
родителями (законными представителями) ребёнка.
3.6. Учителя-предметники должны использовать методы и средства обучения,
подходящие для детей с ОВЗ и инвалидностью. Они обязаны (при
необходимости и/или запросам) взаимодействовать с центрами психологопедагогической, медицинской и социальной помощи (п.6 ч.1 ст. 48 ФЗ №273ФЗ от 29.12.2012).
4.
Особенности реализации образовательных программ в урочной и
внеурочной форме
4.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как
совместно с другими обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах.
4.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ
открываются на основании приказа МОУО МО Краснотурьинск, далее –
приказа директора МАОУ «СОШ №17» и комплектуются на основании
заключения ТПМПК и заявления родителей (законных представителей) о
согласии на обучение ребенка в классе инклюзивного образования, отдельном
классе для обучающихся с ОВЗ.
4.3. Комплектование классов обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья проводится в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4.4. Предельная наполняемость отдельного класса, группы продленного дня
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в
зависимости от нозологической группы:
•
для глухих обучающихся – 6 человек,
•
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким
недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха – 10 человек,
•
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким
недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха – 6 человек,
•
для слепых обучающихся – 8 человек,
•
для слабовидящих обучающихся – 12 человек,
•
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – 12 человек,
•
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 10
человек,
•
для обучающихся, имеющих задержку психического развития – 12
человек,
•
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) – 12 человек,
•
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра – 8 человек,
•
для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными
нарушениями развития) – 5 человек.
4.5. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливается из расчёта не более 3 обучающихся при получении
образования совместно с другими обучающимися.
4.6. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ.
Такая работа осуществляется на основе адаптированной образовательной
программы или программы коррекционной работы, являющейся разделом
основной образовательной программы общего образования.
4.7. Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их
индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учётом возрастных особенностей
обучающихся и их физиологических потребностей. Внеурочная деятельность
обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами
внеурочной деятельности.
5.
Особенности реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
5.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий может осуществляться при реализации образовательных программ
в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при
сочетании различных форм обучения и осуществляется в соответствии с
Положением об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий в образовательном процессе образовательной
организации при отсутствии медицинских противопоказаний.
5.2. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии,
применяемые при обучении обучающихся с ОВЗ, должны предусматривать
возможность приёма и передачи информации в доступных для них формах.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
6.2. Изменения в настоящее положение вносятся в соответствии с изменениями
действующего законодательства в образовании