Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ДОП Город мастеров

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ГОРОД МАСТЕРОВ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –ФЗ);
2) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5) Требования к дополнительным общеобразовательным программам для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области от января 2020г., ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Региональный модельный центр ДО
СО;
6) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегестрировано
Минюсте России 12.07.2023. №74229);
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. N 61573);
8) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
9) Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 17».
Направленность общеразвивающей программы: художественнная
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут
применить полученные знания и практический опыт при работе над собственными
композициями, при выполнении конкурсных творческих заданий, при создании изделий
декоративно-прикладного творчества.
Отличительной особенностью программы является формирование активной жизненной
позиции у младших школьников, воспитание ответственности. Детям предлагается свободная
форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в
экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать
в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.
Программа адресована – обучающимся 1- 4 классов (группа до 15-25 человек) и опирается на
межпредметные связи с технологией, ИЗО.

Режим занятий и срок освоения - программа рассчитана на четыре года обучения общим
объёмом 405 часов при нагрузке 3 учебных часа в неделю с 1-го по 4-й класс (1 класс- 33 уч
недели – 99 часов; 2-4 класс по 34 учебные недели – по 102 часа).
Уровневость общеразвивающей программы – по принципу дифференциации в соответствии
с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
Формы обучения – основными формами данной программы являются творческие мастерские:
комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия
состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает
практическая часть.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над
проектом, исследование.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, презентация, открытое
занятие.
Формы подведения результатов: Отслеживание результативности образовательного процесса
осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги
разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений;
• контрольно – познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• отчеты по практическим работам.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Формы проведения аттестации определяются педагогом. Используются следующие формы:
1. Тестовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоныголоволомки и т.п.).
3. Проект.
4. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
5. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
6. Групповая оценка работ.
Цель и задачи общеразвивающей программы.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное и техническое творчество к искусству, развитие
эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и
профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
•воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру, уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни через художественное творчество; приобретение
первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи, планирования и организации.

•художественно-творческой – развитие первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии
человека; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании)
•технической – освоение практических приемов и навыков художественно-конструкторской
деятельности; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и
проектных художественно - конструкторских задач.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
• наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов,
дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют
развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Содержание общеразвивающей программы
Творческая мастерская «Город Мастеров» является программой общекультурного и
социального направления, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических
навыков. Программа направлена на формирование у обучающихся самовыражения,
креативного подхода к проектному творчеству. Занятия в студии стимулируют познавательную
мотивацию учащихся, способствуют развитию творческого потенциала, навыков адаптации и
социализации в обществе.
Содержание программы по внеурочной деятельности нацелено на формирование
культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через
собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Формы организации занятий:
– беседы;
– практические занятия;
– конкурсы;
– индивидуальные и групповые занятия;
– коллективная работа;
Структура программы.
Занятия в творческой мастерской «Город Мастеров» ведутся по программе, включающей
несколько разделов.
1. Аппликация и моделирование (теоретическая часть).
- Знакомство с различными материалами, приёмами работы с ними.
2. Мы художники – дизайнеры (практическая часть).
- Изготовление атрибутов и декораций для спектаклей
- Изготовление игрушек, украшений, открыток, упаковок, подарков, масок и многое другое.
- Проведение совместных мастер-классов с ветеранами города и учениками начальных классов.
Занятия проводятся с учениками 1 - 4 классов по 3 часа в неделю

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Результаты освоения курса.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся
своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не
столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами несложных художественноконструкторских решений может каждый ребёнок.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- Развивать интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения.
-Дать возможность реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне.
- Формировать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать
систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания творческих работ.
- Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных
способах действий.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
- Различать способ и результат действия.
- Проявлять познавательную инициативу.
- Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного замысла.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной, дополнительной литературы и сети Интернет.
- Анализировать объекты, выделять главное.
- Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Осознанно строить рассуждения об объекте.
- Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной
жизни.
- Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,
творческие способности.
- Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества.
Коммуникативные УУД:
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером.
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое
общение со сверстниками и взрослыми.

Учебный (тематический) план «Город мастеров»
1 класс (99 часов)
№
п/п

Название раздела, тем

Раздел 1 Аппликация и моделирование
1. Вводное занятие «Здравствуй, театр!»
Условия безопасной работы. Знакомство с
планом работы.
2. Инструменты и приспособления для
обработки бумаги
3. Работа с природными материалами
4. Простейшие модели оригами
5. Работа с пластичными материалами
6. Рукоделие из ниток
7. Приемы работы с бумагой.
8. Работа с бросовым материалом
Раздел 2 Мы художники – дизайнеры
9. Простейшие приемы дизайна.
Инструменты и приспособления.
10. Различные способы украшений,
украшение коробок, рамок под
фотографии, панно, бусы.
11. Росписи и ремёсла
12. Аппликации из нарезанных ниток
13. Карнавальные маски.
14. Творческая работа – изготовление
атрибутов и декораций к спектаклю.
15. Мастер-классы

Общее
кол-во
часов

Теоретические
занятия

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1ч.

4 ч.
6 ч.
6 ч.
6.ч.
6 ч.
6ч.

1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.

3 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

10 ч.

1 ч.

9 ч.

10 ч.
6 ч.
4 ч.
14 ч.

1 ч.

Практические
занятия

6 ч.
6 ч.

9 ч.
6 ч.
4 ч.

2 ч.

16ч.

12 ч.
16ч.

Учебный (тематический) план «Город мастеров»
2 класс (102 часа)
№
п/п

Название раздела, тем

Раздел 1 Аппликация и моделирование
1.
Вводное занятие. Условия безопасной
работы. Знакомство с планом работы.
2.
Фактурная бумага
3.
Основы декорирования
4.
Модульное оригами
5.
Текстильные материалы
6.
Работа с бросовыми материалами
Раздел 2 Мы художники – дизайнеры
7.

Творческая работа. Изготовление
украшений, открыток.

Общее
кол-во
часов

Теоретические
занятия

1 ч.

1 ч.

9 ч.
12 ч.
5 ч.
10 ч.
10 ч.

1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.

5 ч.

1 ч.

Практические
занятия

8 ч.
10 ч.
4 ч.
9 ч.
10 ч.
4 ч.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Флористика
Творческая работа. Изготовление
подарков, упаковок.
Творческая работа. Изготовление
объёмных цветов.
Идеи для праздников
Знакомство со сценарием спектакля.
Обсуждение эскизов к спектаклю.
Творческая работа – изготовление
атрибутов и декораций к спектаклю.
Мастер-классы

4 ч.
7 ч.

1 ч.
1 ч.

3 ч.
6 ч.

5 ч.

1 ч.

4 ч.

7 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

6 ч.

16 ч.

1 ч.

15 ч.

10 ч.

10 ч.

Учебный (тематический) план «Город мастеров»
3 класс (102 часа)
№
п/п

Название раздела, тем

Общее
Теоретические
кол-во
занятия
часов

Раздел 1 Аппликация и моделирование
1. Вводное занятие. Знакомство с целью и 1 ч.
задачами на учебный год; инструктаж по
ТБ.
2. Плоскостные композиции из салфеток
6 ч.
3. Лесная миниатюра (орехи, шишки и т.п.)
7 ч.
4. Плоскостные композиции из бумаги
10 ч.
(аппликация, художественное вырезание,
мозаика из бумаги, оригами)
5. Работа с разными материалами
10 ч.
Раздел 2

Практические
занятия

1 ч.
1 ч.

5 ч.
7 ч.

1 ч.

9 ч.
10 ч.

Мы художники – дизайнеры

6. Творческая работа. Основы композиции.

2 ч.

2 ч.

7.

2 ч.

2 ч.

Творческая работа. Орнамент. Стилизация.

8. Знакомство с различными гарнитурами
шрифтов
9. Шрифтовая композиция:
-шрифт, в плакате, заголовке, тексте;
-шрифт в художественных заставках;
10. Творческая работа. Русское народное
творчество в декоративном прикладном
искусстве.
11. Красота народного костюма.
12. Предметы быта. Гончарное мастерство.
13. Знакомство со сценарием спектакля.
Обсуждение эскизов к спектаклю.
14. Фоторамки
15. Творческая работа – изготовление
атрибутов и декораций к спектаклю.

1ч.

1ч.

6 ч.

6 ч.

10 ч.

1 ч.

9 ч.

7 ч.
7 ч.
1 ч.

1ч.
1ч.
1 ч.

6 ч.
6 ч.

6 ч.
16 ч.

1 ч.

5 ч.
16 ч.

16. Мастер-классы

10ч.

10ч.

Учебный (тематический) план «Город мастеров»
4 класс (102 часа)

№
п/п

Название раздела, тем

Раздел 1 Аппликация и моделирование
1.
Вводное занятие. Практические
рекомендации по технике оформительских
работ. Инструктаж по ТБ.
2.
Знакомство с техникой папье-маше.
3.
Знакомство с техникой скрапбукинг
4.
Знакомство с техникой декупаж
5.
Квиллинг
6.
Синестезия и вдохновение
Раздел 2 Мы художники – дизайнеры

Общее
Теоретические
кол-во
занятия
часов

Практические
занятия

1 ч.

1 ч.

10 ч.
10 ч.
10 ч.
6 ч.
10 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

9 ч.
9 ч.
9 ч.
5 ч.
8 ч.

Творческая работа. Пластическое
искусство – Инсталляция.
Творческая работа. Аппликация из ткани и
ниток.
Творческая работа. Изготовление
шкатулок для подарков.
Творческая работа. Лепка объемных
предметов на каркасе.
Знакомство со сценарием спектакля.
Обсуждение эскизов к спектаклю.

10 ч.

1 ч.

9 ч.

12.

Творческая работа – изготовление
атрибутов и декораций к спектаклю.

16 ч.

16 ч.

13.

Мастер-классы

9 ч.

9 ч.

7.
8.
9.
10.
11.

6 ч.

6 ч.

6 ч.

6 ч.

7 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

6 ч.

Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение – используется помещение кабинета класса с его
оборудованием.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ №17»,
участвующие в реализации общеобразовательной программы.
Методические материалы – обеспечение программы методическими видами печатной и иной
продукции (пособия, дидактические материалы).

Список литературы:
1. Аверичев, Ю.П. Кулешов, С.М. Сборник документов по трудовому
обучению./Ю.П.Аверичев. С.М.Кулешов. – М.: Просвещение, 2018. – 128 с.
2. Ашастина, Е.Н, Ажурная вязь макраме./Е.Н.Ашастина. – СПб: Издательство
«Литера», 2006. – 96 с.
3. Каченаускайте, Л. Энциклопедия рукоделия./Л.Каченаускайте. – Донецк.: «Сталкер»,
2007.- 507 с.
4. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом./Г.И.Кругликов. –
М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».