Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ДОП Движение есть жизнь!

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ДВИЖЕНИЕ – ЕСТЬ ЖИЗНЬ!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –
ФЗ);
2) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5) Требования к дополнительным общеобразовательным программам для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области от января 2020г., ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Региональный
модельный центр ДО СО;
6) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(зарегестрировано Минюсте России 12.07.2023. №74229);
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. N
61573);
8) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
9) Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 17».
Направленность общеразвивающей программы: физкультурно-спортивная
Актуальность: современность, соответствует запросам обучающихся и их родителям
(законным представителям). Данная программа позволяет реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный
подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной
школы.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в
ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников
относительно ЗОЖ, воспитание ответственности и нравственного поведения. Детям
предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу,
наблюдать и участвовать в экспериментальных сценических опытах, выбирать по
желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава,
пользоваться справочными материалами.

Программа адресована – обучающимся 1- 4 классов (группа до 15-25 человек) и
опирается на межпредметные связи с физкультурой и литературой..
Режим занятий и срок освоения - программа рассчитана на четыре года обучения общим
объёмом 405 часов при нагрузке 3 учебных часа в неделю с 1-го по 4-й класс (1 класс- 33
уч недели – 99 часов; 2-4 класс по 34 учебные недели – по 102 часа) .
Уровневость общеразвивающей программы – по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организациии
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
Формы обучения
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
 игра
 беседа
 инсценирование
 экскурсия
 выступление
 прогулка
Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Экскурсии предполагают оздоровление и закаливание обучающихся, а также
способствуют развитию физической активности и двигательных навыков.
Раннее формирование представления о ЗОЖ у
школьников способствует их
гармоничному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает
шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, экскурсия, просмотр видео, открытое
занятие.
Формы подведения результатов: Отслеживание результативности образовательного
процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через
итоги разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для
выступлений перед аудиторией;
• контрольно – познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Формы проведения аттестации определяются педагогом. Используются следующие
формы:
1. Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос,
тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач,
шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Проект.
4. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
5. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

6. Групповая оценка работ.
Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: формировать установки на ведение здорового образа жизни и
развивать коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести
ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в
отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления
собственного здоровья.
Задачи:
• дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его
возрастом и способностями;
• научиться применять на практике полученные знания;
раскрыть значение физических упражнений для сохранение и укрепление
здоровья; знания о ―полезных‖ и ―вредных‖ продуктах, значение режима питания.,
факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании, его
режиме, структуре, рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной
активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других
психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах
культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на
здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности
безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным
с особенностями роста и развития;
• повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
• развивать творческие способности младших школьников;
• воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
• наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и
проектные технологии.
Содержание общеразвивающей программы
Данный курс построен на основании современных научных представлений о
физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста.
Содержание данного курса и формы организации учебной деятельности направлены на
проектирование
определенного
типа
мышления
школьников
–
осознание
здоровесбережения как важнейшего условия успешной жизненной самореализации
каждого человека. Центральной линией развития обучающихся является формирование
интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов.
формирование у учащихся ключевых компетенций ведения здорового образа жизни за
счет:

-формирования способности формулировать и формировать навыки
здоровьесбережения;
-понимания необходимости сохранять свое здоровье как общественную и
индивидуальную ценность;
-формирования отрицательного отношения к прием психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
- профилактики вредных привычек;
-формирования навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
-формирования привычки правильного питания;
-формирования привычки соблюдения режима дня и личной гигиены;
-формирования умения бороться со стрессовыми ситуациями;
- формирования умения грамотно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми;
-ведения активного образа жизни.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
формирование ценностного отношения к своему здоровью;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты,
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных целей;
формирование активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения здорового
образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
3.Коммуникативные УУД:
-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предметные результаты.
-осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение
численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
-социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
«Движение – есть жизнь!» будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью во всем его проявлениях.

Учебный (тематический) план «Движение – есть жизнь!» - 1 класс (33 часа)
№
п/п

Название раздела, тем

1.Введение. Вот мы и в школе.
1. Дорога к доброму здоровью
2. Здоровье в порядке- спасибо зарядке
Праздник чистоты «К нам приехал
3. Мойдодыр»
Перемена, как провести её с пользой для
4 здоровья.
Физминутки и игры на переменах
5
2.Питание и здоровье
Витаминная тарелка на каждый день.
6-7 Конкурс рисунков «Витамины наши друзья
и помощники»
Культура питания
8-9 Приглашаем к чаю
10 Как и чем мы питаемся
11 Красный, жёлтый, зелёный
12 Вода в жизни челоаека
3. Моё здоровье в моих руках.

Общее
кол-во
часов

Теоретические
занятия

Практические
занятия

5

1

4

1

1
1

1

1 (викторина)

1

1

1

1

1
7

5

2

1

1

1

1

2
2
1
1
1
9

1
1
1
2

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми
13 хотим

1
(Составление
режима дня)

1
Полезные и вредные продукты. (О чипсах и
14 не только)
15- Подвижные игры на свежем воздухе.
16
Экскурсия «Сезонные изменения и как их
17 принимает человек»
Как обезопасить свою жизнь
18
День здоровья
19«Мы болезнь победим - быть здоровыми
20
хотим»
В здоровом теле здоровый дух
21

1

1
2

2

1

1
1

7

1
2

2
1

1
викторина

4.Я в школе и дома
Мой внешний вид – залог здоровья
22

5
1
1

23 Зрение – это сила
24 Осанка – это красиво
25 Здоровье и домашние задания
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим
26 , все болезни победим

1
1

4
1

27 “Хочу остаться здоровым”.
28 Вкусные и полезные вкусности

1

1
1
1
1
Игра викторина
2
1
1
Однодневный
поход
1
Круглый стол

1
1

6.Я и моё ближайшее окружение

3

Моё настроение Передай улыбку по кругу.
31 Выставка рисунков «Моё настроение»
32 Вредные и полезные привычки
Опасности летом Вредные и полезные
33 растения (просмотр видео фильма)
Итого

2

1

здоровым быть»

«Как сохранять и укреплять свое
30 здоровье»

1

1

1

5.Чтоб забыть про докторов

День здоровья
29 «Как хорошо

4

1

2
1

1
1
33

15

18

Учебный (тематический) план «Движение – есть жизнь!» - 2 класс (34 часа)
№
п/п

Название раздела, тем

1.Введение. Вот мы и в школе.
1 Что мы знаем о ЗОЖ
По стране Здоровейке + разучивание
2 подвижных игр.
В гостях у Мойдодыра. Просмотр фильма.
3-4
Ролевая игра
Я хозяин своего здоровья
5
2.Питание и здоровье
Правильное питание – залог здоровья
6 Меню из трех блюд на всю жизнь.
6 Культура питания. Этикет.
8 Чем полезны каши?
9 «Что даёт нам море»
10- Меню для похода и прогулок
11
3.Моё здоровье в моих руках
12 Сон и его значение для здоровья человека
Закаливание в домашних условиях
13

Общее
кол-во
часов
5
1

Теоретические
занятия

Практические
занятия

2

3

1
1

1
2

1

1
КВН

1
6
1
1
1
1
2
6
1

4

1
1
1
1

1
викторина

2

4

1
1
Создание
видеороликов
1
Однодневный
поход

1

15 Иммунитет
Беседа “Как сохранять и укреплять свое
16 здоровье”.
Спорт в жизни ребёнка.
17
4.Я в школе и дома
Я и мои одноклассники (Представление
18 личного опыта о ЗОЖ)
19 Почему устают глаза?
20 Гигиена позвоночника. Сколиоз

1
1
Круглый стол
1
Презентации

1
1
5
1
1
1

2

1

День здоровья
14 «Будьте здоровы»
1
1

1

5
1
1
1

0

Шалости и травмы( ТБ на перемене, во
21 время уроков, прогулок и т.д.)
«Я сажусь за уроки» Переутомление и
22 утомление
5.Чтоб забыть про докторов
Как защитить себя от болезни. (Выставка
23 рисунков)
День здоровья
24 «Самый здоровый класс»
«Разговор о правильном питании» Вкусные
25 и полезные вкусности
6.Я и моё ближайшее окружение
26
27
28
29

Мир эмоций и чувств.
Вредные привычки
Первая помощь при травмах
Сильные, ловкие, смелые - эстафета

7.«Вот и стали мы на год взрослей»
30 Я и опасность.
Чем и как можно отравиться. Кукольный
31 спектакль А.Колобова «Красивые грибы»
32 Первая помощь при отравлении
Правила и первая помощь при нахождении
33 на водоёмах.
Как сделать приятным летний отдых .
34
Итого

1
1
3

1
1
1

2
1

1

1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1

2

2

1
1
1
1
4

1

1
1
викторина
1
1

1

1
Блиц- опрос

34

20

14

Учебный (тематический) план «Движение – есть жизнь!» - 3 класс (34 часа)
№
п/п

Название раздела, тем

1.Введение «Вот мы и в школе».
1. «Здоровый образ жизни, что это?»
2. Личная гигиена
В гостях у Мойдодыра
3.
4. В гости к спорту
2.Питание и здоровье
Спортивная эстафета на свежем воздухе, с
5-6 включением подвижных игр
Правильное питание – залог физического и
7 психологического здоровья
Вредные микробы
8
Что такое здоровая пища и как её
9 приготовить
3.Моё здоровье в моих руках
10
11

Общее
кол-во
часов
4
1
1

5

1
1
1
7

Наш мозг и его волшебные действия

4.Я в школе и дома

17 Мой внешний вид –)залог здоровья
18- «Доброречие» ( Здоровый человек и
19 говорит красиво.)
20 «Бесценный дар - зрение».
21 Спектакль С. Преображнский «Капризка»
22 Гигиена правильной осанки

2

2

1
1
1
1
3

1

1
1
1
4

1
6

1

1
2
1
1
1
2

4

1
2

2
1
1
1

3

1

2
1
1

2
2

2

1

15 Экскурсия «Природа – источник здоровья»
«Моё здоровье в моих руках» Итоговое
16 занятие

Практические
занятия

1
1

Труд и здоровье

12- День здоровья Солнце, воздух и вода наши
13 лучшие друзья.
Как сохранять и укреплять свое здоровье.
14

Теоретические
занятия

1
1
1

5.Чтоб забыть про докторов
Движение- это жизнь! День здоровья
23 «Дальше, быстрее, выше»
«Разговор о правильном питании» Вкусные
24 и полезные вкусности
Помоги себе сам!
25 (Как правильно оказать первую помощь
при лёгких травмах и ушибах)
26 Первая помощь при отравлениях.
6.Я и моё ближайшее окружение
27 Мир моих увлечений
28 Вредные привычки и их профилактика
Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.
29 Кукольный спектакль
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
В мире интересного.
30
7.Вот и стали мы на год взрослей
31 Я и опасность.
Лесная аптека на службе человека
32
33
34

4

1

1

1
1

3

1
1

1
1

1
4
1
1

2

2

1
1
1

1
1
проекты

1
4
1

2

2

1

1

1

1

1

Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
Чему мы научились и чего достигли

Итого

1

1

34

16

18

Учебный (тематический) план «Движение – есть жизнь!» - 4 класс (34 часа)
№
п/п

Название раздела, тем

1.Введение «Вот мы и в школе».
1
2
3
4

Общее
кол-во
часов
4

Правила личной гигиены
Физическая активность и здоровье
Как познать себя

6 Здоровая пища для всей семьи
Как питались в стародавние времена и
7-8 питание нашего времени Секреты
здорового питания. Рацион питания
«Богатырская силушка»
9
3.Моё здоровье в моих руках

12
13
14
15
16

2

2
1

1
1
1
4

Питание необходимое условие для жизни
5 человека

11

Практические
занятия

«Здоровье и здоровый образ жизни»

2.Питание и здоровье

10

Теоретические
занятия

3
1

1
1

1
1

1

5

2

2
1
7

Домашняя аптечка
1

1

«Мы за здоровый образ жизни»

1

1
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
1
«Береги зрение с молоду».
1
Как избежать искривления позвоночника
1

1
1
1

Отдых для здоровья

1

1
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье

4.Я в школе и дома
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой
17 режим»
«Класс не улице ребята
18 И запомнить это надо!»
Что такое дружба? Как дружить в школе?
19

2

1
5
1

1
2
1
1

1
1

3

1

20

Мода и школьные будни

1

1

Делу время, потехе час. (Разучивание
21 подвижных игр)
5.Чтоб забыть про докторов
Чтоб болезней не бояться, надо спортом
22. заниматься
День здоровья
23 «За здоровый образ жизни»

1

1
4

1

1

1

1

1
Кукольный спектакль
24 Преображенский «Огородники»
«Разговор о правильном питании»
25 Секреты приготовления пищи
6.Я и моё ближайшее окружение
26

30

5

4

2
1
1

31 Я и опасность.

33

1

В мире интересного.

7.Вот и стали мы на год взрослей

32

1

1

27- Вредные привычки и их профилактика
28
Школа и моё настроение
29

1

1

Размышление о жизненном опыте

4
1

1

1
2

1
Блиц -игра
1
1
Анкетирование

1
34

2

1

«Умеете ли вы вести здоровый образ
34 жизни»
Итого

1

1

1
1

1

1

Игра «Мой горизонт»
Гордо реет флаг здоровья

3

19

15

Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение – используется помещение кабинета класса с его
оборудованием, спортивный зал.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ №17»,
участвующие в реализации общеобразовательной программы.
Методические материалы – обеспечение программы методическими видами печатной и
иной продукции (пособия, дидактические материалы).

Список литературы:
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр
«Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного
комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.:
ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С.
Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий
// Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4
классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших
школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика
детского отдыха.
11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические
установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос,
2003. – 112 с.
12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная
школа, №1 - 2003, с.57.
14. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».