ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ДЕТИ И ТЕАТР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –
ФЗ);
2) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
4
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5) Требования к дополнительным общеобразовательным программам для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области от января 2020г., ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Региональный
модельный центр ДО СО;
6) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(зарегестрировано Минюсте России 12.07.2023. №74229);
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. N
61573);
8) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
9) Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 17».
Направленность общеразвивающей программы: социально-гуманитарная
Актуальность: современность, соответствует запросам обучающихся и их родителям
(законным представителям). Данная программа позволяет реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный
подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной
школы.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в
ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников,
формирование читательской грамотности и креативного мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения. Детям предлагается свободная форма
поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в
экспериментальных сценических опытах, выбирать по желанию задания творческого
характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными
материалами.
Программа адресована – обучающимся 1- 4 классов (группа до 15-25 человек) и опирается
на межпредметные связи с литературой.
Режим занятий и срок освоения - программа рассчитана на четыре года обучения общим
объёмом 405 часов при нагрузке 3 учебных часа в неделю с 1-го по 4-й класс (1 класс- 33 уч
недели – 99 часов; 2-4 класс по 34 учебные недели – по 102 часа) .
Уровневость
общеразвивающей программы – по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организациии
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
Формы обучения
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная
заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха
выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность,
смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и
костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение,
творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных
областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с
процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля.
После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по
содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников
художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников
способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по
данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде
деятельности.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, презентация,
открытое занятие.
Формы подведения результатов: Отслеживание результативности образовательного
процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через
итоги разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для
выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
• контрольно – познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Формы проведения аттестации определяются педагогом. Используются следующие формы:
1. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач и т.п.).
2. Проект.
3. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
4. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
5. Групповая оценка работ.
Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: расширить представления о театральном творчестве, формировать
умение импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развивать
творчески способности, интерес к театральному искусству театрализованной деятельности.
Задачи:
• познакомить с теоретическими основами актерской профессии и использованием их
на практике;
• приобщить детей к истокам и богатству русского языка, русской культуры;
• дать обучающимся первичные знания о структуре работы классического театра;
• обучить основам сценического движения;
• повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
• развивать творческие способности младших школьников;
• воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
• наглядные методы: просмотр спектаклей. Наглядные методы способствуют
продвижению от простого к сложному, помогают постичь увлекательную науку
театрального мастерства;
• практические методы: игры драматизации, упражнения по дикции (артикуляционная
гимнастика), задания для развития речевой интонационной выразительности, игрыпревращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения, упражнения на
развитие выразительной мимики, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей. Дети учатся выразительному чтению
текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными,
создают характер персонажа.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Содержание общеразвивающей программы
Роль театра в культуре
Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в
этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино»,
«Мультяшки-анимашки»). Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным,
музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным
опытом. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными
жанрами.
Театрально-исполнительская деятельность
Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые
упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся
абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Основы актёрского мастерства. Мимика.
Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм.
Импровизация. Диалог. Монолог.
Занятия сценическим искусством.
Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек,
волна, переходы в полукруге. Игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе
предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Дети выполняют этюды
по картинкам. На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации,
концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.
Освоение терминов
Знакомятся с профессиональными понятиями, такими как «драматический», «кукольный»
театр, «спектакль», «этюд», «партнер», «премьера», «актер», «артикулярный аппарат»,
«самоанализ», «задача», «кулисы», «авансцена», «декорация», «реквизит», «прогон».
Просмотр профессионального театрального спектакля
Посещение театра, обсуждение спектакля после просмотра спектакля.
Работа и показ театрализованного представления.
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся
распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
Основы пантомимы
Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Жест,
маска в пантомимном действии.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные УУД:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
понимать смысл профессиональных понятий «этюд», «артикулярный аппарат»,
«самоанализ», «задача», «кулисы», «авансцена», «декорация», «реквизит», «прогон»;
знать пословицы, скороговорки, поговорки;
Жанры сказок.
Технику сценического падения и пощечины.
Историю возникновения театра.
Историю античного театра.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний о
принятых в обществе
нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет
развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас;
умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Итогом
первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства,
выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
Предполагает приобретение
знаний по овладению практическими навыками
одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических
занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие,
обращаются за помощью. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять
упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать
свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать
пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом.
Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
Третий уровень результатов
(4 класс)
Предполагает следующие умения и навыки: умение объяснить условие задания 2-3 ребятам,
организовать группой его выполнение,
поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда
(художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего
уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта
выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Учебный (тематический) план «Дети и театр»
1 класс (99 часов)
№
Название раздела,
темы
Всего
Количество часов
Теория
Практика
Характеристика деятельности
обучающихся
Знакомятся
с
учителем
и
одноклассниками.
Знакомство
ребенка в игровой форме с самим
собой и с окружающим миром.
(игра
«Снежный
ком»).
Разыгрывание
этюдов
и
упражнений,
требующих
целенаправленного воздействия
словом.
1.
Роль театра в
культуре.
23
3
20
2
Театральноисполнительская
деятельность.
25
5
20
На
практических
занятиях
выполняются
упражнения,
направленные
на
развитие
чувства ритма. Импровизируют
известные русские народные
сказки «Теремок», «Колобок»,
«Репка».
3.
Занятия
сценическим
искусством.
35
-
35
Упражнения
и
игры:
превращения
предмета,
превращение в предмет, живой
алфавит, ручеек, волна, переходы
в полукруге.
Чтение
сказки (пьесы),
распределение ролей, репетиции.
Участие в обсуждении декораций
и
костюмов.
Примерка
костюмов.
Выступают перед учащимися,
родителями
воспитанниками
ДДУ и пожилыми людьми.
4.
Освоение
терминов.
4
4
-
Знакомятся
с
понятиями
«драматический», «кукольный»
театр,
«спектакль»,
«этюд»,
«партнер», «премьера», «актер»,
«ширма»,
«мимика»,
«пантомима,» «этюд», «дикция»,
«интонация», «рифма», «ритм»,
названия
театральных
профессий.
5.
Просмотр
профессионального театрального
спектакля.
12
Итого
99
3
9
Участвуют в ролевой игре,
разыгрывая ситуации поведения
в театре. Под руководством
педагога посещают театр.
Презентуют свои минисочинения, в которых делятся
впечатлениями, полученными во
время посещения спектакля,
выполняют зарисовки
увиденного.
Учебный (тематический) план «Дети и театр»
2 класс (102 часа)
№
Название раздела,
темы
Всего
Количество часов
Теория
Практик
а
Характеристика деятельности
обучающихся
Участники приобретают навыки,
необходимые
для
верного
сценического общения. Участвуют
в
этюдах
для
выработки
выразительной
сценической
жестикуляции («Немое кино»,
«Мультяшки-анимашки»)
1.
Роль театра в
культуре.
3
-
3
2
Театральноисполнительская
деятельность.
24
4
20
На практических занятиях с
помощью слов, мимики и жестов
выражают
благодарность,
сочувствие,
обращаются
за
помощью.
Игры
«Маски»,
«Иностранец», «Прикосновения».
Взаимодействуют в группах. На
практических занятиях участвуют
в спорах, дискуссиях. Обсуждают
различные ситуации.
3.
Занятия
сценическим
искусством.
35
4
31
Упражнения и игры одиночные –
на выполнение простого задания,
на
основе
предлагаемых
обстоятельств, на сценическое
общение к предмету. Участвуют в
этюдах по картинкам.
4.
Работа над
спектаклем
40
Итого
102
3
37
Чтение
сказки (пьесы),
распределение ролей, репетиции.
Участие в обсуждении декораций
и
костюмов.
Учатся
распределяться на «сцене» (за
ширмой), чтобы не закрывать
главного персонажа. Репетируют
отдельные
сцены
спектакля.
Выступают перед учащимися,
родителями, воспитанниками ДДУ
и пожилыми людьми.
Учебный (тематический) план «Дети и театр»
3 класс (102 часа)
№
Название раздела,
темы
Всего
Количество часов
Теория
Практик
а
Характеристика деятельности
обучающихся
Участники
знакомятся
с
древнегреческим, современным,
кукольным,
музыкальным,
цирковым театрами. В процессе
дискуссии
делятся
своим
жизненным опытом.
1.
Роль театра в
культуре.
5
5
-
2
Занятия
сценическим
искусством.
25
5
20
На
практических
занятиях
рассматриваются
приемы
релаксации,
концентрации
внимания,
дыхания;
снятия
мышечных зажимов.
3.
Театральноисполнительская
деятельность.
24
6
18
Работа над образами: я – предмет,
я – стихия, я – животное, я –
фантастическое
животное,
внешняя характерность.
4.
Работа и показ
театрализованного
представления.
48
Итого
102
8
40
Чтение
сказки (пьесы),
распределение ролей, репетиции.
Учатся распределяться на «сцене»
(за ширмой), чтобы не закрывать
главного персонажа. Обсуждают
костюмы, декорации. Примерка
костюмов. Репетируют отдельные
сцены
спектакля.
Выступают
перед учащимися, родителями
воспитанниками ДДУ и пожилыми
людьми.
Учебный (тематический) план «Дети и театр»
4 класс (34 часа)
№
Название раздела,
темы
Всего
Количество часов
Теория
Практик
а
Характеристика деятельности
обучающихся
Участники
знакомятся
с
создателями спектакля: писатель,
поэт, драматург. Театральными
жанрами.
1.
Роль театра в
культуре.
8
8
-
2
Театральноисполнительская
деятельность.
21
5
16
Упражнения
для
развития
хорошей
дикции,
интонации,
темпа речи. Диалог, монолог.
3.
Основы
пантомимы.
30
5
25
Участники знакомятся с позами
актера в пантомиме, как основное
выразительное средство. Куклымарионетки, надувные игрушки,
механические куклы. Жест, маска
в пантомимном действии.
4.
Работа и показ
театрализованного
представления.
43
Итого
102
3
40
Участвуют в распределении ролей,
выбирая
для
себя
более
подходящую.
Учатся
распределяться на «сцене» (за
ширмой),
чтобы
выделялся
главный персонаж. Разучивают
роли, принимают участие в
изготовлении
костюмов.
Выступают перед учащимися,
учителями,
родителями,
воспитанниками ДДУ и пожилыми
людьми.
Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение – используется помещение кабинета класса
с его оборудованием, актовый зал.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ
№17», участвующие в реализации общеобразовательной программы.
Методические материалы – обеспечение программы методическими видами
печатной и иной продукции (пособия, дидактические материалы).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Список литературы:
Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок - М., 2015.
Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.
Зверева Н. А. Создание актерского образа: словарь театральных терминов /Н. А.
Зверева, Д. Г. Ливнев. — Москва: РАТИ – ГИТИС, 2008.
Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые
помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010.
Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» - М., 2004.
Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 2012.
Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» - М., 2006