ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Для тех, кто любит математику»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –
ФЗ);
2) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
4
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5) Требования к дополнительным общеобразовательным программам для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области от января 2020г., ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Региональный
модельный центр ДО СО;
6) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(зарегестрировано Минюсте России 12.07.2023. №74229);
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. N
61573);
8) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
9) Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 17».
Направленность общеразвивающей программы: социально-гуманитарная
Актуальность: современность, соответствует запросам обучающихся и их родителям
(законным представителям). Данная программа позволяет реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный
подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной
школы.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в
ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников, развитие
математического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения. Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно
передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах,
выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп
сменного состава, пользоваться справочными материалами.
Программа адресована – обучающимся 1- 4 классов (группа до 15-25 человек) и
опирается на межпредметные связи с курсами математики.
Режим занятий и срок освоения - программа рассчитана на четыре года обучения общим
объёмом 405 часов при нагрузке 3 учебных часа в неделю с 1-го по 4-й класс (1 класс- 33
уч недели – 99 часов; 2-4 класс по 34 учебные недели – по 102 часа) .
Уровневость общеразвивающей программы – по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организациии
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
Формы обучения – основными формами данной программы являются комбинированные
занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из
теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает
практическая часть.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа
над проектом, исследование.
Средства обучения:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- разрезные картинки
- книги серии «Развивающие игры»
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
- учебная доска.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, презентация,
открытое занятие.
Формы подведения результатов: Отслеживание результативности образовательного
процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через
итоги разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для
выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
• контрольно – познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Формы проведения аттестации определяются педагогом. Используются следующие
формы:
1. Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос,
тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач,
шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Проект.
4. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
5. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
6. Групповая оценка работ.
Цели и задачи программы
Основная цель программы: создать условия для развития интеллектуальной активности
воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности,
развитие математического склада ума.
Задачи:
расширять кругозор обучающихся в различных областях математики;
развивать логическое мышление обучающихся и познавательную активность;
научиться применять на практике полученные знания;
повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
развивать творческие способности младших школьников;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
• наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и
проектные технологии.
Содержание общеразвивающей программы
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и
по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение
ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие
восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного
и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и
дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки
разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание
предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять
главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и
различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических
задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки.
Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии
Учебный (тематический) план «Для тех, кто любит математику»
1 класс (33 часа)
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33
Название тем
Я считаю до десяти.
Игровые занимательные задачи.
Фантазируем. Конструируем.
Сказочные задачи.
Найди сходство и различия.
Узор из геометрических фигур.
Забавная геометрия.
Задачи на смекалку.
Задачи в стихах.
Что изменилось?
Вычисли и раскрась.
Преобразование фигур при помощи
изменении числа палочек.
Срисовывание фигуры.
Учимся отгадывать ребусы.
Волшебные превращения цифр.
Математические игры.
Обобщающая игра «В царстве смекалки».
Общее
кол-во
часов
Теоретические
занятия
Практ
ическ
ие
занят
ия
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0
0,5
1
0
0,5
0,5
1
0,5
0
0,5
0,5
2
1,5
1
2
1,5
1,5
1
1,5
2
1,5
1,5
2
1
1
2
2
2
2
1
0,5
0,5
1
0,5
0
1,5
1,5
1
1,5
1
Учебный (тематический) план «Для тех, кто любит математику»
2 класс (34 часа)
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
Название тем
Логические цепочки.
Магические квадраты.
Занимательная геометрия.
Задачи в стихах.
Наглядная геометрия.
Задания на логическое мышление.
Математический тренажёр.
Нестандартные задачи.
Головоломки.
Задачи повышенной сложности.
Математическая игра.
В царстве смекалки.
Тренажёр «Табличное умножение».
Игры с таблицей умножения.
Логические задачи.
Забавная геометрия.
Математический КВН.
Общее
кол-во
часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0,5
0,5
1
0
1
0,5
0
0
0,5
1
0,5
0
0,5
0,5
0,5
1
0
1,5
1,5
1
2
1
1,5
2
2
1,5
1
1,5
2
1,5
1,5
1,5
1
2
Учебный (тематический) план «Для тех, кто любит математику»
3 класс (34 часа)
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33
34
Название тем
Интеллектуальная разминка.
В царстве смекалки.
Геометрия вокруг нас.
От секунды до столетия.
Числовые головоломки.
Математические фокусы.
Числа-великаны.
Математические игры.
Секреты чисел.
Задачи с многовариантными
решениями.
Мир занимательных задач.
Тайны окружности.
Умножение, деление. Упражнения,
игры, задачи.
Решение нестандартных задач.
Римские цифры.
Геометрический калейдоскоп.
Секреты задач.
Математический КВН.
Общее
кол-во
часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0,5
0,5
1
1
0,5
1
1
0,5
2
1,5
1,5
1
1
1,5
1
1
1,5
0
2
0,5
1,5
2
2
0,5
1
1,5
1
2
1
1
2
2
2
1
1
0,5
1
0,5
0,5
0
1,5
1
1,5
0,5
1
Учебный (тематический) план «Для тех, кто любит математику»
4 класс (34 часа)
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33
34
Название тем
Арифметические игры, фокусы,
головоломки, цепочки.
Магические квадраты, занимательные
рамки.
Классификация чисел, числовых
выражений.
Задачи повышенного уровня
сложности.
Задачи на применение знаний в
изменённых условиях.
Комбинаторные задачи.
Сюжетные логические задачи.
Старинные задачи, задачи-шутки,
задачи на взвешивание.
Деление фигур на заданные части и
составление фигур из заданных частей.
Преобразование фигур по заданным
условиям.
Вычисление периметра и площади
различных фигур.
Головоломка с палочками одинаковой
длины, из которых составлены
геометрические фигуры.
Построение с помощью циркуля и
линейки.
Геометрические игры.
Игра-головоломка «Танграм»,
развивающая игра «Колумбово яйцо»
Шашки. Турнир по игре в шашки.
Математическая олимпиада.
Математический КВН
Общее
кол-во
часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1
1
0,5
0
0
1,5
1
1
Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение – используется помещение кабинета класса с его
оборудованием.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ №17»,
участвующие в реализации общеобразовательной программы.
Методические материалы – обеспечение программы методическими видами печатной и
иной продукции (пособия, дидактические материалы).
Список литературы:
1. Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка.- М.,2016.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для
учащихся 1-4 классов.-М.,2018.
3. Баррет С.Тайны мозга .-Санкт- Петербург,2019.
4. Башаева Т.В. Развития восприятия удетей.- Ярославль, 2017.
5. Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,2019.
6. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры.- Ярославль,2015.
7. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис,
2019.
8. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М.,2009.
9. ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.М.,2017.
10.
Дьяченко О.М. Лото “Веселые человечки”. – М.: Линка-пресс, 2016.
11.Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей (6-7 лет). - Москва: РОСТ книга, 2017 г