ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –
ФЗ);
2) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
4
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5) Требования к дополнительным общеобразовательным программам для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области от января 2020г., ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Региональный
модельный центр ДО СО;
6) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(зарегестрировано Минюсте России 12.07.2023. №74229);
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. N
61573);
8) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
9) Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 17».
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, на основе методики авторской программы Л.В.Мищенковой
«Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей».
Направленность общеразвивающей программы: социально-гуманитарная
Актуальность: современность, соответствует запросам обучающихся и их родителям
(законным представителям). Данная программа способствует развитию формированию
умений и навыков обучающихся в области филологии.
В содержании данного курса рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое
многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается
языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение
данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку,
для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента
языковой культуры.
Программа «Занимательная грамматика» позволяет учащимся познакомиться со
многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не
только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на
занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших
школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных
и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на
разных ступенях обучения
Программа адресована – обучающимся 1- 4 классов (группа до 15-25 человек) и
опирается на межпредметные связи с русским языком и литературным чтением.
Режим занятий и срок освоения - программа рассчитана на четыре года обучения
общим объёмом 135 часов при нагрузке 1 учебный час в неделю с 1-го по 4-й класс (1 класс33 учебные недели – 33 часа; 2-4 класс по 34 учебные недели – по 34 часа).
Уровневость общеразвивающей программы – по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
Формы обучения –Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической
частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа
над проектом, исследование.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, презентация,
открытое занятие.
Формы подведения результатов. Отслеживание результативности образовательного
процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через
итоги разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для
выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
• контрольно-познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы проведения аттестации определяются педагогом. Используются следующие формы:
1. Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос,
тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоныголоволомки и т.п.).
3. Проект.
4. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
5. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
6. Групповая оценка работ.
Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: совершенствование орфографической грамотности обучающихся,
поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых
результатов, связанных с правописанием.
Задачи:
-развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
-формировать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного
языка;
-развивать мотивацию к изучению русского языка;
- обогащать словарный запас;
-совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
-углубить и расширить знания и представления о литературном языке.
-формировать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
-приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
• наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и
проектные технологии.
Содержание общеразвивающей программы
Содержание программы “Занимательная грамматика” позволяет показать учащимся,
как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть
«волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся
стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют
приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на
уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические
сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной.
Формы организации занятий: рассказ, беседа, демонстрация, чтение информационных
текстов, экскурсия, поход практическое занятие, сюжетно-ролевые игры, проблемные
ситуации, конкурс, викторина, встречи с участниками исторических событий.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
проектное обучение;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты
Учащийся научится:
- развивать учебно-познавательный интерес к предмету;
- развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
Учащийся получит возможность научиться:
-формировать
основы
социально
ценных
личностных
качеств:
трудолюбие,
любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- учитывать установленные правила в планировании;
- решать проблемы творческого характера;
- адекватно воспринимать оценку;
Учащийся получит возможность научиться:
-умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
-умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- добывать новые знания;
- перерабатывать информацию;
-умение строить суждения в простой форме;
Учащийся получит возможность научиться:
умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
-умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и
диалогической речи;
-умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-умению договариваться;
Учащийся получит возможность научиться:
-умению работать в паре, группе, коллективе;
-умению адекватно использовать речевые средства;
-умению отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических,
лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие
существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания
слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Учебный (тематический) план «Занимательная грамматика»
1 класс (33 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Название раздела, тем
Речь устная и письменная
Что такое слово
В мире звуков
Игротека
Звуки и буквы- не одно и тоже
Что такое метаграммы
Жили-были гласные и согласные
Игротека
Волшебник Ударение
Такие разные согласные
Такие разные согласные
Игротека
Русские народные загадки
Зачем шипят шипящие
Познакомьтесь: алфавит!
Игротека
Привет, пословица!
Поговорим о предложении
Ещё немного о предложении
Игротека
Знакомимся с анаграммами
Что такое текст
Что мы пишем с большой буквы
Игротека
О безударных гласных
О парных звонких и глухих согласных
Слова-приятели
Игротека
Слова-неприятели
Общее
Теоретические Практические
кол-во
занятия
занятия
часов
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
30.
31.
32.
33.
Волшебное слова предлог
Что за зверь такой-фразеологизм
Игротека
Учимся различать слова разных частей
речи
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
-
0,5
0,5
0,5
1
Учебный (тематический) план «Занимательная грамматика»
2 класс (34 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Название раздела, тем
Общее
Теоретические Практические
кол-во
занятия
занятия
часов
Что мы знаем о звуках и буквах
1
1
Что такое лексика?
1
1
Однозначные и многозначные слова
1
0,5
0,5
Игротека
1
1
Слова-братья
1
0,5
0,5
Слова- наоборот
1
0,5
0,5
Пословица недаром молвится
1
0,5
0,5
Игротека
1
1
И снова пословицы, пословицы, пословицы…
1
1
Играем со словарными словами
1
1
Анаграммы
1
1
Игротека
1
1
Секреты некоторых букв
1
0,5
0,5
Шарады, анаграммы и метаграммы
1
1
Еще раз о синонимах и антонимах
1
1
Игротека
1
1
Слова, обозначающие предметы
1
0,5
0,5
Слова, обозначающие действие предметов
1
0,5
0,5
Слова, обозначающие признаки предметов
1
0,5
0,5
Игротека
1
1
Текст, тема, главная мысль
1
0,5
0,5
Заголовок - всему голова
1
0,5
0,5
Работаем с фразеологизмами
1
0,5
0,5
Игротека
1
1
И снова пословицы
1
1
Ещё раз о фразеологизмах
1
1
Русские народные загадки
1
1
Игротека
1
1
И вновь словарные слова
1
1
Учимся различать имена существительные,
1
0,5
0,5
имена прилагательные и глаголы
Какие слова русского языка помогают
1
0,5
0,5
называть качества характера
Игротека
1
1
Повторяем…
1
1
Повторяем, повторяем…
1
1
Учебный (тематический) план «Занимательная грамматика»
3 класс (34 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Название раздела, тем
Да здравствует русский язык
Вежливые слова
Поговорки и пословицы
Игротека. Использование в речи вежливых
слов
Запоминаем словарные слова
Растения во фразеологизмах
Животные во фразеологизмах
Игротека. Использование фразеологизмов в
речи
Я не поэт, я только учусь…
Как морфология порядок навела
Игры с пословицами
Игротека. Употребление пословиц в речи
И снова животные во фразеологизмах
Кое-что о местоимении
Познакомимся поближе с наречиями и
числительными
Игротека. Употребление в речи местоимений,
наречий и числительных
Состав слова. Основа слова. Формы слова.
Про корень и про окончания
Про суффикс и про приставку
Игротека. Разбор слов по составу
Непроизносимые согласные
Учимся различать приставку и предлог
Учимся писать «не» с глаголами
Игротека. В гостях у глагола.
Имена существительные с шипящим звуком
на конце
Его величество ударение
Поговорим о падежах
Игротека. В гостях у имени
существительного.
Сложные слова
От архаизмов до неологизмов
По страницам энциклопедий
Игротека. Правописание сложных слов
Повторяем...
Общее
Теоретические Практические
кол-во
занятия
занятия
часов
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
-
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
1
-
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
0,5
0,5
-
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
-
0,5
0,5
1
1
1
34.
Повторяем, повторяем...
1
-
1
Учебный (тематический) план «Занимательная грамматика»
4 класс (34 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Название раздела, тем
И снова о русском языке…
Крылатые слова и афоризмы
Копилка занимательных заданий
Игротека
Об именах
О русских фамилиях
В поисках сбежавших головоломок
Игротека
Мы играем в логогрифы
Учимся распознавать речевые ошибки
Коллекция заморочек
Игротека
Ох уж эти фразеологизмы!..
Работаем над рифмами
Словесные забавы
Игротека
Продолжаем работу над фразеологизмами
Русские пословицы и поговорки
Ассорти для любителя русского языка
Игротека
И снова о фразеологизмах
Однородные члены предложения
Ошибочка вышла!..
Игротека
Про омонимы и их разновидности
Ещё немного фразеологизмов
В стране Перевертундии
Игротека
Что такое "паронимы"
Запоминаем словарные слова
Игротека
Повторяем…
Повторяем, повторяем…
Итоговое занятие
Общее
Теоретические Практические
кол-во
занятия
занятия
часов
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение – используется помещение кабинета класса с его
оборудованием.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ №17»,
участвующие в реализации общеобразовательной программы.
Методические материалы – обеспечение программы методическими видами печатной и иной
продукции (пособия, дидактические материалы).
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы:
«Занимательный русский язык»: Задания по развитию познавательных способностей/
Л.В.Мищенкова. – М.:Издательство РОСТ, 2013
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. Учебное пособие, 2007.
Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.:
Просвещение. 1996