Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ДОП Я познаю мир. История родного края

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Я ПОЗНАЮ МИР. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –ФЗ);
2) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
4
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5) Требования к дополнительным общеобразовательным программам для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской
области от января 2020г., ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Региональный модельный центр ДО
СО;
6) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегестрировано
Минюсте России 12.07.2023. №74229);
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. N 61573);
8) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
9) Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 17».
Направленность общеразвивающей программы: естественнонаучная
Актуальность: Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на
ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к
самореализации и самоопределению. Внеурочной деятельности учащихся на уровне начального
общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности,
формирование естественнонаучной грамотности обучающихся, любви к природе родного края.
Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми
требованиями стандартов нового поколения начальной школы и ФОП НОО.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе
которой формируется естественнонаучная и финансовая грамотность, активная жизненная
позиция младших школьников, воспитание ответственности и нравственного поведения,
любовь к родному краю, истории Краснотурьинска.
Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу,
наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания
творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться
справочными материалами.

Программа адресована – обучающимся 1-4 классов и опирается на межпредметные связи с
курсами окружающего мира, истории.
Режим занятий и срок освоения - программа рассчитана на четыре года обучения общим
объёмом 135 часов при нагрузке 1 час в неделю с 1-го по 4-й класс. (1 класс - 33 часа, 33
учебные недели, 2-4 классы - по 34 часа, 34 учебные недели).
Уровневость общеразвивающей программы – по принципу дифференциации в соответствии
с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организациии
материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления общеразвивающей программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
Формы обучения - Основными формами обучения данной программы являются фронтальные
занятия, комбинированные занятия, экскурсии по родному краю, встречи с интересными
людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём
большее количество времени занимает практическая часть.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над
проектом, исследование.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, презентация, открытое
занятие.
Формы подведения результатов: Отслеживание результативности образовательного процесса
осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги
разноплановых контрольных форм работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для
выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
• контрольно – познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Формы проведения аттестации определяются педагогом. Используются следующие формы:
1. Тестовые, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоныголоволомки и т.п.).
3. Проект.
4. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
5. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
6. Групповая оценка работ.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: создать условия для развития интеллектуальной активности
воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности,
развитие естественнонаучного образа мышления, формирования навыков краеведения.
Задачи:
• дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его
возрастом и способностями;
• научиться применять на практике полученные знания;

• формировать представления о природе страны, родного края.
• повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
• развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
• развивать творческие способности младших школьников;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи;
• воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям;
• воспитывать потребность в общении с природой;
• воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
• наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов,
дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют
развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные
технологии.
Рабочая программа к курсу «Я познаю мир. История родного края» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования и ФОП НОО.
Содержание общеразвивающей программы
Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей географии,
биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего
школьника. УУД Образовательный процесс программы построен как последовательный
переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому.
Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как
развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости,
ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих
способностей, формирование учебной деятельности.
Формы организации занятий:
- практическая игра;
- решение игровых задач, комбинаций с использованием ИКТ-технологий;
- участие в турнирах и соревнованиях;
- дебаты - «столкновение» двух противоположных точек зрения;
- разбор партии - анализ только что сыгранной партии или партии на турнире, партии
профессионалов.
Дети с высоким уровнем познавательной активности могут выполнять задания
самостоятельно, при этом задача учителя - своевременно повышать уровень сложности
предлагаемых заданий.
Для динамичности, насыщенности, вращения утомляемости на занятиях должна
происходить частая смена деятельности, коллективная, групповая, парная и индивидуальная
форма работы.
Результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской
гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее
истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания
и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические
объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры.
- Доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
систематизации.
- Самостоятельно анализировать нестандартные задачи, находить решения в новых и
неожиданных ситуациях.
- Совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историкохудожественной и историко-популярной литературы.
- Способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать
тексты, пересказы, ответы товарищей.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Учебный (тематический) план «Я познаю мир. История родного края»
1 класс (33 часа)
№
раздела
1
2
3

4
5-6

7-8
9-10
11
12
13-14
15-17
18-20
21
22
23-24
25
26
27
28-29

30-31
32
33

Название раздела и тем
Введение.
Я и мир вокруг меня.
Наша Родина – Россия.
Моя малая родина. История
Краснотурьинска.
Времена года.
Осень в природе. Признаки осени.
Изменение
окраски
листьев
деревьев и кустарников, значение
листопада.
Птицы осенью.
Перелетные птицы. Их охрана.
Конкурсная программа «Золотая
волшебница осень»
Зима в природе. Признаки зимы.
Вода. Три состояния воды.
Зимующие птицы.
Содержания комнатных растений
зимой.
Утренник «Зимушка – зима».
Природа весной. Признаки весны.
Что вырастет из семечка?
Птицы весной.
Водоемы.
Праздник весны. Утренник
Мы – защитники природы.
Охрана природы. Как жители
Краснотурьинска
заботятся
о
родном городе.
Растения и животные «Красной
книги России (Урала)»
Игра – путешествие «По лесным
тропинкам родного края»
Подведение итогов.
Итого:

Всего

Количество часов
Теория
Практика

1
2
1
1

1
1
1

24
1
2

9

2
2
1

1
1

1
2
3
3
1
1
2
1
1
1
5
2

2

1
1

1

1
1
1

1
1
1

15
1
1

1
1
1
1
1
2
2
1
1
1

2
1

1
3
1

1

1

1

1

1

1

33

14

19

Учебный (тематический) план «Я познаю мир. История родного края»
2 класс (34 часа)
№
раздела
1-2
3-4

5
6
7-8
9
10
11
12-13
14
15-16
17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28

29
30-31
32
33
34

Название раздела и тем
Где мы живем.
Земля и космос.
Наша Земля на глобусе и карте полушарий.
Урал. Краснотурьинск.
Природа.
Какие науки изучают природу. Знаменитые
ученые Урала.
Книги – помощники исследователей.
Живая и неживая природа.
Солнце - источник жизни.
Вода. Путешествие за капелькой воды.
Вода. Откуда она берется в кране?
Воздух. Где он есть? Сколько весит?
Воздух теплый и холодный. Как беречь воздух?
Явления природы.
Назначение простейших метеорологических
приборов.
Народные приметы.
Полезные ископаемые.
Какие бывают растения.
Какие бывают животные.
Человек и природа Урала.
Природа просит помощи. Экологический
утренник.
Здоровье и безопасность.
Финансовая грамотность.
Огонь друг или враг.
Дорожная безопасность.
Финансовая грамотность (деньги, их история)
Утренник «Жизнь у нас одна».
Подведение итогов.
Итого:

Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
2
2

2
1
1

2
1
1

24
1

11
1

13

1
2
1
1
1
2
1
2

1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1

2
2
2
2
2
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

5

2

3

1
2
1
1
1
34

1
1
1

1
1

1
16

18

Учебный (тематический) план «Я познаю мир. История родного края»
3 класс (34 часа)
№
раздела
1-3
4-5
6-8
9
10.
11-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33
34

Название раздела и тем

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Я и моя семья. Финансовая грамотность.
Моя родословная.
Мое имя. История происхождения имен.
Профессии моих родных. Профессии жителей
Краснотурьинска.
Герб моей семьи.
Деньги, их история, виды, функции
В мире растений
Деревья, кустарники, травы.
Лекарственные растения Урала.
Комнатные растения. Откуда они?
Необычные растения.
Грибы
КВН «Знаешь ли ты растения?»
В мире животных.
Домашние животные.
Путешествие в мир млекопитающих.
Пернатые друзья.
Земноводные.
Жизнь насекомых
Викторина «Знатоки природы».
Подведение итогов.

10
3
2
3

4
1
1
1

6
2
1
2

1
1
12
3
2
2
2
2
1
11
2
2
2
2
2
1
1

1
5
1
1
1
1
1

1
7
2
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1

Итого:

34

15

5
1
1
1
1
1
1

19

Учебный (тематический) план «Я познаю мир. История родного края»
4 класс (34 часа)
Тема

Кол-во часов
Теория
1

Всего

1.
2.
3
4
5.
6.
7.

КАК РАБОТАЕТ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Основные системы органов
тела человека и их роль в
жизни организма.
Кожа и ее роль. Узоры на
ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
Наше питание

Практика
-

7ч
1

1

-

1

1

-

1
1
1

1
1

1
-

1
1

1
1

-

8ч

5ч

3ч

1

-

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

--

12

О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и
охрана здоровья»
РУКОТВОРНАЯ
ПРИРОДА
Растения и животные на
службе у человека.
Изобретение рычага и
колеса и их применение
Свойства воды и воздуха и
их использование
человеком.
Как человек использует
горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.

13

Невидимая сила

1

-

14

Человек проникает в тайны
природы
Экологический проект
«Земля – планета жизни»
ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ВНУТРЕННИЙ МИР
Как стать личностью?

1

-

1

1

1

-

3ч

2ч

1ч

1

1

-

8.
9.
10.
11

15

16

1
17
18

-

1

Эмоции и чувства
Как настроение?
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ
ЛЮДЕЙ

1
3ч

1

-

2ч

1ч

1

1

-

1

1

-

Путешествие по правам
человека.

1

-

1

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Добро и зло в Первобытном
мире
Мир средневековых
цивилизаций
Технические достижения
эпохи Нового времени
21 век
ЧЕЛОВЕК И
МНОГОЛИКОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
« В некотором царстве, в
тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что
же?

4ч

4ч

0ч

1

1

-

1

1

-

1

1

-

4ч

2ч

2ч

1

-

1

1

1

-

28

Пути духовных исканий.

1

-

1

29

Выставка работ «Дети
разных народов»
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ.
Деньги, их история, виды,
функции. Семейный
бюджет

1

1

-

5ч

4ч

1ч

1

1

-

1

--

19
20
21

22
23
24
25

26
27

30

31

Почему возникают
конфликты?
Совесть.

1

32

Почему разные страны
помогают друг другу?
Сказки разных народов

1

-

1

33

Глобальные проблемы

1

1

-

34

Проект «Моё человечество»

1

1

-

ИТОГО:

34

Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение – используется помещение кабинета класса с его
оборудованием.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ №17»,
участвующие в реализации общеобразовательной программы.
Методические материалы – обеспечение программы методическими видами печатной и иной
продукции (пособия, дидактические материалы).

Список литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.
Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990,
№1.
Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с
комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников:
Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ,
1998, №6.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы.
// НШ. 1998, №6.
Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ.
1989, № 10.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД
«Издательство Мир книги», 2006.
Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.
Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. //
НШ. 1999, № 5.
Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель»,
2002.
Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ.
1991, № 9.
Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.
Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «КладезьБукс», 2002.
Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.
Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и
др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал
“Начальная школа”, № 9, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».