ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Литературная мастерская»
2.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для проектирования дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительная общеобразовательная программа «Литературная мастерская»
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –ФЗ);
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
5. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 17».
2.1.1.Направленность программы Программа будет востребована в первую очередь
школьниками, которые имеют стойкий интерес к предметам гуманитарного цикла –
культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п.
Для таких обучающихся она окажется значимым инструментом для реализации их
профессиональных интересов и потребностей.
Программа нацелена на помощь обучающимся 10–11 классов в углублении знаний по
литературе, развитию исследовательской, творческой, читательской, дискуссионной
деятельности, а также приобретении соответствующего практического опыта работы.
Полученные
знания
и
опыт
будут
необходимы обучающимся в будущей
профессиональной деятельности.
2.1.2. Актуальность:
Школьники приобретут навык самостоятельного осмысления актуальных
исследовательских, творческих, читательских задач, включающий умения
видеть и анализировать проблемы, детально прорабатывать и реализовывать способы
работы с ними, планировать собственную работу и самостоятельно контролировать
продвижение к желаемому результату.
2.1.3. Отличительной чертой программы является возможность генерировать
собственные идеи, представлять их в удобной форме, востребованной людьми многих
творческих профессий; уважительно относиться к чужим взглядам и идеям; практиковать
публичные выступления, аргументировать собственную точку зрения, отвечать на вопросы и
т. д.
2.1.4. Адресат общеразвивающей программы - обучающиеся 16-18лет (10-11-х
классов), в количестве 15 человек. Дети, которые посещают занятия, имеют высокую
мотивацию к учебе, высокий уровень развития, заинтересованность в предмете.
Режим занятий – занятия проводятся в первом полугодии 2 раза в неделю (3 часа и 2
часа,
16
учебных
недель,
итого
80
часов),
- во втором полугодии 2 раза в неделю (2 часа и 2 часа, 18 учебных недель, итого -72 часа).
2.1.5. Объем общеразвивающей программы –152 часа.
Срок освоения программы – один год
Уровневость общеразвивающей программы: «Стартовый уровень». Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
В основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии,
основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса,
критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии,
проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях обучающиеся занимаются различными видами познавательной
деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные задачи.
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий: продолжительность одного академического часа 40 минут,
Перерыв между учебными занятиями 10 минут, общее количество часов в неделю 4,5.
Формы обучения: групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
Формы организации образовательной программы: Программа включает как
теоретический материал, так и практические занятия. Беседы, лекции, тренинги, мастерклассы, деловые игры, интерактивные технологии, экскурсии, использование технических
средств обучения, ресурсов интернета, работа с источниками информации.
Формы реализации образовательной программы: традиционная модель
реализации программы
Перечень форм проведения занятий: беседа, лекция, мастер-класс, круглый стол.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
промежуточное и контрольное тестирование; подготовка рефератов, докладов, презентаций;
участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по литературе.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: достижение обучающимися 10–11 классов планируемых результатов освоения
ФОП СОО и формирование готовности к профессиональному самоопределению.
Задачи:
воспитывать ценностное отношение к литературе как неотъемлемой
части культуры, систематическому приобщению обучающихся к наследию
отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам современной
литературы; воспитанию уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену; освоению в ходе ее изучения духовного
опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-
бытовых, культурных традиций и ценностей; воспитанию личности, способной к
созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию культурной
и профессиональной самоидентификации на основе изучения литературных произведений;
формировать устойчивый интерес к чтению художественной
литературы, сознательному включению чтения в собственную досуговую
деятельность;
планировать и корректировать свою программу чтения;
знать содержание и осмысливать ключевые проблемы произведений
русской, зарубежной классической и современной литературы;
участвовать в мероприятиях, способствующих профессиональному
самоопределению, содействующих повышению интереса к литературе, чтению,
книжной культуре, творчеству, вовлекать в этот процесс своих сверстников;
овладеть современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов;
интерпретировать литературные произведения с учетом историколитературной обусловленности, культурного контекста и связей
с современностью, используя терминологию современного литературоведения,
искусствоведения, театроведения, киноведения.
2.3 Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД
обучающийся научится:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько
способов ее достижения.
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
планировать ресурсы для достижения цели.
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их
преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
- познавательные УУД
Обучающийся научится:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта;
составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
переводить сложную по составу информацию из графического или символьного
представления в текст и наоборот;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности
Личностные результаты:
обучающийся научится:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне
школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов;
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими
и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Предметные результаты:
Предметные результаты по литературе на уровне среднего общего
образования должны обеспечивать:
осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения
к литературе как неотъемлемой части культуры;
осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию
и через него к традиционным ценностям;
знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного
и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной
классической и современной литературы, литератур народов России, литературной
критики;
сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять
связь литературных произведений с современностью;
способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы,
идеи, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;
осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
сформированность умений выразительно читать (с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся);
владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в
единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов
и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и
понятий (в дополнение к изученным в основной школе);
владение комплексным филологическим анализом художественного
текста;
понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в
процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и
литературной критики;
умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их
с художественными интерпретациями событий и фактов в других видах искусств
(графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции
и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы, умение применять их в речевой практике;
сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох,
литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в
виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных
жанров (объем сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учетом норм русского
литературного языка;
владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными
приемами цитирования и редактирования текстов;
сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение
создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных
художественных текстов;
умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
2..4. Содержание общеразвивающей программы «Литературная мастерская»
Учебный (тематический) план
№
п/
п
1
Название раздела, темы
Вводное занятие. Вступительное
занятие «Добро пожаловать
в "Литературную мастерскую!"»
Количество часов
Всего теоретиче практич
ские
еские
6
3
3
2
Виды газетных и журнальных
публикаций. Проблемная статья.
6
3
3
3
Как найти проблему
6
3
3
4
Журналистский эксперимент
6
3
3
5
Профессиональная этика
журналиста.
6
3
3
6
Жанры
газетно-журнальной
публицистики, их особенности
6
3
3
Формы аттестации
контроля
Знакомство с
«памятками»
журналиста,
результаты тренинга,
анализ работ.
Работа-отчет «Самое
креативное
школьное издание» с
использованием
презентации.
Мастер-новость
«Журналист
будущего»
Предварительный
просмотр статей,
анализ текстов.
Литературный обзор
«Путешествие в
Страну Малой
Информации
(СМИ)».
Составление
материалов в виде
зарисовок в
грамматической игре
«О пользе знаков
препинания».
7
Виды заметок
6
3
3
Заметка о значимом
событии в жизни
школы.
Подготовка
газетной полосы.
Подготовить и
провести блицопрос, составить
мониторинг.
Подготовка
газетного номера.
8
Социологический опрос
6
3
3
9
Встреча с журналистами
6
3
3
10
Словари, справочники, их
использование в газете.
Классификация речевых,
грамматических,
орфографических и
пунктуационных ошибок.
Исправление различных типов
ошибок, их условное
обозначение.
6
3
3
Работа по принципу
переделки:
чужую
заметку переделать в
интервью
и
наоборот, интервью
сделать заметкой.
Подготовка
газетного номера.
11
Отзыв на статью
6
3
3
12
Цитирование
6
3
3
13
Аннотация
6
3
3
14
Путевые заметки
6
3
3
15
Общение - это искусство
4
2
2
16
Интервью как метод и как жанр.
Как проводить интервью
4
2
2
Предварительный
просмотр
статей,
анализ текстов.
Предварительный
просмотр
статей,
анализ текстов.
Предварительный
просмотр
статей,
анализ текстов.
Предварительный
просмотр
статей,
анализ текстов.
Подготовка и
проведение блицопроса.
Подготовка
газетной полосы.
Подготовка и
проведение
интервью.
Подготовка
газетной полосы.
17
Особенность репортажа. Что
такое "эффект присутствия".
4
2
2
18
“Король” художественнопублицистических жанров.
Очерк.
4
2
2
19
Фельетон
4
2
2
20
Заголовки и иллюстрации. Роль и
функции иллюстраций.
5
3
2
21
Художественно-техническое
оформление издания
5
3
2
22
Социология как составная часть
журналистских знаний. Правила
составления анкеты. Правила
проведения опроса. Методики
опроса.
5
3
2
23
Культура речи. Требования к
языку средств массовой
информации. Формы устной и
письменной речи.
5
3
2
24
Круглый стол
6
3
3
25
Макет номера. Верстка, основные
6
3
3
Репортаж с места
событий.
Подготовка
газетной полосы.
Конкурс «Лучший
очерк».
Подготовка
газетной полосы.
Используя русские
народные
пословицы, написать
фельетон на
школьную тему.
Подготовка
газетного номера.
Индивидуальная
работа.
Оформление
газетной полосы.
Подготовка
газетного номера.
Индивидуальная
работа.
Оформление
газетной полосы.
Подготовка
газетного номера.
Подготовить и
провести блицопрос, составить
мониторинг.
Подготовка
газетного номера.
Индивидуальная
работа. Подбор
материала в виде
заметок, зарисовок,
статей.
Подготовка
газетного номера.
Творческая работа
(по выбору).
Подготовка
газетного номера.
Индивидуальная
ее правила
26
Реклама
в
редакционноиздательской
деятельности.
Создание рекламного текста, его
язык.
5
3
2
27
Выпуск газеты
6
3
3
28
Подведение итогов
ИТОГО
5
152
3
79
2
73
работа.
Оформление
газетной полосы.
Подготовка
газетного номера.
Придумать
рекламный логотип
для школьной
газеты, школьного
сайта.
Индивидуальная
работа.
Подготовка
газетного номера.
Мастер-новость
«Пресс-центр –
это…»
Награждение
Содержание учебного (тематического) плана
История возникновения журналистики;
профессиональная этика журналиста;
информационные жанры;
жанры газетно-журнальной публицистики (заметка, статья, интервью, репортаж,
очерк, фельетон, отзыв, аннотация, путевые заметки);
социология как составная часть журналистских знаний;
культура речи; требования к языку средств массовой информации; формы устной и
письменной речи;
художественно-техническое оформление издания;
редактирование газетных материалов разных форм и жанров;
реклама в редакционно-издательской деятельности;
словари, справочники, их использование в газете; классификация речевых,
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
3.Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№
Основные
характеристики
образовательного
п/п
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
34
68
4,5
152
5
6
7
8
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Каникулы
9
10
Выходные дни
Окончание учебного года
15
19
02.09.
27.10.- 04.11., 29.12.-11.01.26,
23.03.-29.03
23.02, 08.03.
27.05.26
3.2. Условия реализации программы.
- материально-техническое обеспечение – интерактивная доска, компьютер, принтер,
колонки; http://www.journ-lessons.com/litra.html
- методические материалы - применение игровых технологий, технологии смыслового
чтения, технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
3.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Формы контроля: Проводится входное и выходное тестирование обучающихся на базе
имеющихся контрольно-измерительных материалов, ведется мониторинг
4. Список литературы
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста – М., (издательство московского
университета), 2000
Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000
Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989
Тертычный А. Жанры периодической печати – М., «Аспект-пресс», 2000
Отт У. Вопрос + ответ = интервью. – М., 1993
Шостак М.. Журналист и его произведение. – М., 1998