ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МЕДИЦИНСКИЙ КЛАСС»
I.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Медицинский класс»
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от
31.07.2020 №304 –ФЗ);
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726р);
3. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 17».
Направленность программы: Программа «Медицинский класс»
включает следующие основные направления учебной деятельности:
утверждение в выборе или отказе от профессии медицинского работника.
Актуальность программы: В настоящее время ощущается дефицит
кадров в здравоохранении, что особенно проявилось в условиях длительной
пандемии.
Стабилизации кадрового потенциала в здравоохранении способствует
отбор абитуриентов из числа профессионально ориентированных выпускников
школ. В связи с этим необходимо расширение сети медицинских классов в
общеобразовательных школах, использование других форм подготовки
учащихся к выбору профессии. Особенно важно сделать это своевременно,
именно в тот момент, когда наиболее важным для будущего выпускника
становится ответ на вопросы, обращенные к самому себе. На что я способен?
Кто я есть, чего я хочу и кем могу стать? Найти ответы на эти вопросы в
определенной
степени
способна
дать
правильно
организованная
профориентация.
Отличительной особенностью общеразвивающей программы
«Медицинский класс» является то, что она базируется на системнодеятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию обучающихся. Ознакомление с деятельностью
медицинских работников разных специальностей - есть то звено, которое
позволяет использовать разнообразные формы дополнительного образования
через деятельность в отделениях городской больницы.
В курсе ознакомления с отраслями различных медицинских
специальностей
в комплексе изучаются различные сферы медицинской
деятельности: экономическая, юридическая, историческая, терапевтическая,
хирургическая, параклиническая и т.д. Через посещения отделений, кабинетов,
лабораторий, в которых учащиеся знакомятся с непосредственной работой
медицинских работников разных специальностей, вживую общаясь с врачами,
медицинскими сестрами, пациентами.
Рабочая программа интегрированная, так как включает сведения из
различных медицинских специализаций. Комплексность характеризует всю
практическую деятельность класса, начиная с получения базовых понятий
медицинского права, истории медицины, экскурсы в отделениях городской
больницы, и основных кафедрах УГМУ их расширения и углубления и
целостной интерпретации в экскурсиях, в рефератах и докладах, отработки
практических навыков на манекенах, проектах и исследовательских работах.
Интеграция медицинской педагогики в учебно-воспитательный процесс
на уровне среднего общего образования и направлена на формирование у
обучающихся универсальных учебных действий и основ в медицинской
деятельности. Городская больница и учебные кафедры УГМУ на деле
становятся важной составляющей школьной жизни и импульсом для личностно
ориентированного образования в выборе медицинской профессии.
Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся 10-11 классов
(15-17 лет), в количестве 15 человек. Дети, которые посещают занятия, разного
уровня мотивации к обучению, разного уровня развития, но заинтересованы в
предмете.
Режим занятий: занятия проводятся занятия проводятся 3 раза в
неделю длительностью 3 часа; занятия проводятся в первом полугодии 2 раза в
неделю (3 часа и 2 часа), во втором полугодии 2 раза в неделю (2 часа и 2 часа).
Объем общеразвивающей программы – общее количество часов,
запланированное на реализацию программы - 458 часов в год.
Срок освоения программы – один год.
Уровень реализации программы – общеразвивающей программы:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
В основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические
технологии, основанные на сотрудничестве участников образовательного
процесса и врачей, критическом анализе полученной информации различного
типа медицинской деятельности, проектная и исследовательская деятельность,
игровая технология.
На
занятиях
обучающиеся
знакомятся
различными
видами
познавательной деятельности, отрабатывают практические навыки на
манекенах, учатся клинически мыслить и определяются с примерным
направлением медицинской специализации при поступлении в учебное
заведение.
Желающие заключают договор с факультетом довузовской подготовки
УГМУ, на дистанционное обучение целью которого является двустороннее
сотрудничество Медицинского университета и школы – совершенствование
образовательного процесса в профильных химико-биологических (медикобиологических, медицинских) классах, профориентация учащихся, обеспечение
условий непрерывного образования.
Формы обучения:
Групповая;
Индивидуальная
Индивидуально-групповая.
Виды занятий:
Лекции
Семинары
Мастер-классы
Практическое занятие
Экскурсия
Исследовательская деятельность
Формы подведения результатов: Анализ проделанной работы,
мониторинг, практическое занятие, открытое занятие.
• организация экскурсий на кафедры анатомии, патологической анатомии,
гистологии, оперативной хирургии УГМУ;
• экскурсии по клиническим отделениям городской больницы;
• проведение лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;
• создание проектов;
• оформление изученных материалов;
II. Цель и задачи общеразвивающей программы
«Медицинский класс»
Цель – способствование принятию окончательного и правильного
решения о своей будущей профессии, осуществить «естественный» профотбор,
т. е. часть из тех, кто хотел стать медицинским работником, осознают, что это
профессия для них, а часть сомневающихся понимают, медицина это не то, что
им нужно.
Задачи общеразвивающей программы «Медицинский класс»
Обучающие:
Познакомить учащихся с медициной как наукой, объектами
изучения, формами организации клинических отделений городской
больницы.
Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с
различными направлениями медицинской деятельности.
Развивающие:
Развивать умения анализировать и оценивать деятельность
медицинских
сотрудников
разных
специализаций
и
специальностей.
Прививать устойчивый интерес к работе медицинского работника.
Расширить кругозор ученика показав деятельность не медицинских
специальностей, но тесно связанных со здравоохранением.
Воспитательные:
Воспитывать формирование социально-ориентированной личности,
то есть личности социально-компетентной, способной к
самоопределению и самореализации в социуме, осознающей свою
ответственность перед собой и перед другими.
Воспитание
совокупности ценностей, убеждений и установок
молодого человека, определяющих его при выборе медицинской
профессии.
III. Содержание общеразвивающей программы
«Медицинский класс»
Учебный (тематический план)
№
Название
темы
раздела, Количество часов
Формы
аттестации
контроля
и
Всего Теория Практика
I.Знакомство с организацией и содержанием медицинского класса
(16 ч)
1-2 1.Задачи и содержание, 8
8
0
Входной
значение
работы
мониторинг
«медицинского
класса». Знакомство.
Особенности работы
врачей
в
системе
здравоохранения.
3-6 История медицины
8
4
4
II.Вспомогательные дисциплины (57 ч)
7-10 Медицинское право
19
9
10
11- Знакомство
с
19
9
10
14
устройством городской
больницы
15- Деловая игра «В мире
19
0
19
16
медицинских
профессий»
Тренинг: облачение в
спецодежду при работе
с особо опасными
инфекциями
1720
III.Знакомство со специализированными отделениями городской
больницы (285 ч)
Отделение реанимации
19
9
10
Промежуточный
детской больницы
мониторинг
2124
2526
2732
3336
3740
4142
4348
4950
5154
5558
5965
Отделение
детской
хиругии
Скорая медицинская
помощь
Клиническая
и
бактериологическая
лаборатория
Отделение медицины
катастроф,
особенности
оборудования
автомобиля, правила и
принципы
транспортировки
тяжелого пациента.
Отделение
функциональной
диагностики, - кабинет
УЗИ.
Отделение
функциональной
диагностики, кабинет
рентгенологических
исследований
(КТ,
МРТ).
Сосудистое отделение,
палата
интенсивной
терапии.
Отделение сосудистой
хирургии,
коронарография.
Отделение
травматологии.
19
9
10
19
9
10
19
9
10
19
9
10
19
9
10
19
9
10
19
9
10
19
9
10
19
9
10
Отделение
гнойной
хирургии
(перевязочная).
Отделение реанимации
взрослый стационар
19
9
10
19
9
10
Тест
Тест
6670
7174
7576
7780
8185
8691
9297
9899
100
101
Отделение
19
9
10
эндоскопических
методов исследования
Психоневрологический
19
9
10
диспансер
Стоматологическая
19
9
10
клиника
IV. Практические навыки ( 72 ч)
Филиал
областного 18
9
9
медицинского
колледжа, комната для
отработки
практических навыков,
принципы
оказания
неотложной помощи
на
догоспитальном
этапе.
Десмургия – обучение 18
9
9
наложению повязок и
шин.
Обучение постановки 18
9
9
инъекций (в/м, в/в, п/к)
Основы
первичной 18
9
9
реанимации
на
догоспитальном этапе
V.Посещение
Уральского
Государственного
Университета ( 18 ч)
Кафедры:
анатомии, 18
9
9
патологической
анатомии, оперативной
и
топографической
хирургии, гистологии.
Анатомический музей.
Подведение итогов
4
0
4
Резерв
6
Итого 458
Медицинского
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Знакомство с организацией и содержанием медицинского класса
(16 ч). Общие сведения о деятельности во время обучения. Его основные
разделы. Задачи и содержание, значение работы «Медицинского класса».
Особенности работы врачей медицинских сестер, и младшего медицинского
персонала. Цели, задачи. Принцип работы медицинского класса: связь с миром
здравоохранения, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с
врачами, средним и младшим медицинским персоналом, отработка
практических навыков оказания первой медицинской помощи.
Знакомство с историей медицины, доклады о выдающихся врачах России и
зарубежья внесших значительный вклад в развитие здравоохранения страны и
мира.
Тема 2. Вспомогательные исторические дисциплины в работе музея (57 ч)
Медицинское право – как основа медицинской деятельности, знакомство с
базовыми юридическими нормами на основе ФЗ 323 «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Знакомство с устройством городской больницы, ее структурой,
территориальным охватом при направлении пациента, принципом 3-х
уровневой системы оказания медицинской помощи.
Деловая игра «В мире медицинских профессий».
Тренинг: облачение в спецодежду при работе с особо опасными инфекциями.
Тема 3. Знакомство со специализированными отделениями городской
больницы (285 ч)
Отделение реанимации детской больницы – демонстрация оборудования,
пациентов, беседа с врачом детским реаниматологом, медицинской сестрой анестезистом об особенностях профессии.
Отделение детской хирургии - демонстрация оборудования, пациентов, беседа
с врачом детским хирургом об особенностях профессии. Беседа с медицинской
сестрой об особенностях ухода за детьми с острой хирургической патологией.
Скорая медицинская помощь – демонстрация автомобиля, его оборудования,
беседа с фельдшером СМП об особенностях профессии.
Клиническая и бактериологическая лаборатория - демонстрация оборудования,
беседа с врачом лабораторной диагностики, лаборантами об особенностях
профессии.
Отделение медицины катастроф, демонстрация автомобиля, особенности
оборудования автомобиля, правила и принципы транспортировки тяжелого
пациента. Санавиация, вертолетная площадка. Беседа с врачом медицины
катастроф об особенностях профессии.
Отделение функциональной диагностики, - кабинет УЗИ. Демонстрация
оборудования, принцип работы оборудования, беседа с врачом ультразвуковой
диагностики об особенностях профессии. Тренинг – проведи обследование.
Отделение функциональной диагностики, кабинет рентгенологических
исследований (КТ, МРТ). Демонстрация оборудования, принцип работы,
беседа с врачом рентгенологом и рентгенолаборантом об особенностях
профессии.
Сосудистое отделение, палата интенсивной терапии. Демонстрация
оборудования, пациентов, беседа
с врачом неврологом, процедурной
медицинской сестрой об особенностях профессии.
Отделение
сосудистой
хирургии,
коронарография.
Демонстрация
оборудования, метода, отделения. Беседа с врачом сосудистым хирургом об
особенностях профессии.
Отделение травматологии. Демонстрация оборудования, метода, отделения.
Беседа с врачом травматологом и постовой медицинской об особенностях
профессии.
Отделение гнойной хирургии (перевязочная). Демонстрация оборудования,
метода, отделения, перевязочной. Беседа с врачом хирургом, перевязочной
медицинской сестрой об особенностях профессии.
Отделение реанимации взрослый стационар. Демонстрация оборудования,
отделения. Беседа с врачом реаниматологом об особенностях профессии.
Беседа с медицинской сестрой об особенностях профессии и ухода за
пациентом реанимации.
Отделение
эндоскопических
методов
исследования.
Демонстрация
оборудования, метода, отделения. Беседа с врачом эндоскопистом об
особенностях профессии. Беседа с медицинской сестрой отделения об
особенностях ухода за оборудованием.
Психоневрологический диспансер. Беседа с врачом психиатром, об
особенностях профессии, устройстве отделения, работы с пациентом.
Стоматологическая клиника. Демонстрация оборудования, клиники. Беседа с
врачом стоматологом и медицинской сестрой об особенностях профессии.
Тема 4. Практические навыки (72 ч)
Филиал областного медицинского колледжа, комната для отработки
практических навыков, принципы оказания неотложной помощи на
догоспитальном этапе. Десмургия – обучение наложению повязок и шин.
Обучение постановки инъекций (в/м, в/в, п/к) с отработкой навыков на
маникене. Основы первичной реанимации на догоспитальном этапе с
отработкой практических навыков на манекене, - техника непрямого массажа
сердца, искусственного дыхания.
Тема 5. Посещение Уральского Государственного Медицинского
Университета (18 ч).
Кафедры:
анатомии,
патологической
анатомии,
оперативной
и
топографической хирургии, гистологии. Знакомство с кафедрами,
преподавателями, возможность пообщаться со студентами. Экскурсия в
анатомический музей.
IV. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- Появление возможности ориентирования в мире медицинских
специальностей и специализаций.
- Умение работать с медицинской информацией
- Умение самостоятельно определять цели и задачи в учебе и
познавательной деятельности
Личностные результаты:
Формирование мотивации к обучению и подготовке к ЕГЭ для
успешного поступления в медицинский ВУЗ;
Освоение первичных навыков оказания первой медицинской помощи.
Предметные результаты:
- Возможность заключения целевого контракта с медицинским ВУЗОМ с
последующим возвращением работать в родной город.
- Знать особенности работы городской больницы, системы
здравоохранения города и округа;
- Знать условия и образ жизни, занятия людей в различных
специальностях медицины.
- Умение ориентироваться в основном нормативном документе
регулирующем взаимоотношения граждан и системы здравоохранения.
- Познакомиться с историей медицины.
К концу обучения предполагается, что обучающиеся, получив знания по
программе медицинского класса, окончательно утвердится или откажется от
выбора профессии медицинского работника.
V. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы «Медицинский класс»:
- материально-техническое обеспечение – интерактивная доска, компьютер,
ноутбук, принтер, спецодежда.
- информационное обеспечение:
Организация профориентации на медицинские специальности в школе :
учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман [и др.] ; под общей редакцией М. И.
Воеводы, В. М. Чернышева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 466 с.
- кадровое обеспечение – реализует программу врач-педиатр, заместитель
главного врача по педиатрии Неволин Юрий Сергеевич. В 2015 году получил
специализацию Организация здравоохранения и общественного здоровья.
- методические материалы - Организация профориентационной работы в
школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. унта, 2013. — 362 с.
VI. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Проводится входное и выходное тестирование обучающихся на базе
имеющихся контрольно-измерительных материалов, ведется мониторинг.
VII. Список литературы
1. Организация профориентации на медицинские специальности в школе:
учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман [и др.]; под общей редакцией
М. И. Воеводы, В. М. Чернышева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 466 с. — (Высшее образование).
2. Организация профориентационной работы в школе: Методическое
пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 362 с.
3. Катерина Гордеева: Не делать больно — я думаю, в этом и состоит
любовь. 22.05.2018 https://www.pravmir.ru/katerina-gordeeva-ne-delatbolno-ya-dumayu-v-etom-i-sostoit-lyubov/
4. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. О МОТИВАЦИИ
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВРАЧА // Международный журнал прикладных
и фундаментальных исследований. – 2019. – № 2. – С. 53-56;
https://appliedresearch.ru/ru/article/view?id=12670