ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Cекреты и лайфхаки студентов-медиков»
2.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовые
основания
для
проектирования
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
Дополнительная общеобразовательная программа «секреты и лайфхаки студентовмедиков» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –ФЗ);
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. Nº 678-р.
4. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 17».
2.1.1. Направленность программы: Программа «Cекреты и лайфхаки студентов-медиков»
имеет естественнонаучную направленность. Нацелена на облегчение адаптации учащихся к
первым курсам медицинского института, обучению общим фундаментальным медицинским
дисциплинам, повышение интереса к медицине и подготовки будущих студентов к
интенсивному графику и требованиям медицинского института.
2.1.2. Актуальность программы: высокая нагрузка и специфика медицинского образования
требует глубоких знаний, развития практических навыков и устойчивости к стрессу. Уже на
первых курсах студенты сталкиваются с огромным объемом информации, сложными
дисциплинами и ограниченным временем для её усвоения. Данная программа позволит
сократить адаптационный период, избежать стресс и быстрее включиться в учебный процесс,
а также научит работать в команде, управлять временем и развивать необходимые навыки.
Знакомство с общими фундаментальными медицинскими дисциплинами, а также внедрение
интерактивных методов обучения, таких как симуляционные игровые занятия, решения
клинических ситуаций, семинары, позволят школьникам лучше понять специфику будущей
специализации и принять верное решение при выборе профессии.
2.1.3. Отличительной особенностью общеразвивающей программы является:
1) Практико-ориентированный подход
Программа сочетает теоретическую подготовку с практическими заданиями, включая работу
с виртуальными симуляторами и манекенами. Это позволяет учащимся получить реальный
опыт взаимодействия с медицинскими ситуациями, что особенно важно для будущих врачей.
2) Заранее знакомство с медицинскими дисциплинами
Учащиеся изучают основы анатомии, физиологии, биохимии и других ключевых дисциплин,
что поможет им лучше ориентироваться в медицинском институте.
3) Развитие навыков личностного роста
В рамках программы учащиеся осваивают навыки управления временем, стрессменеджмента, работы в команде и эффективной коммуникации. Это делает их более
уверенными и подготовленными к учебе и будущей профессиональной деятельности.
4)Интерактивные и современные методы обучения
Использование игровых технологий, виртуальной реальности и имитационных тренингов
делает процесс обучения более наглядным, интересным и запоминающимся.
5)Фокус на интерес и мотивацию
Программа разработана так, чтобы вызывать у учащихся интерес к медицине и учебе, что
способствует их дальнейшему профессиональному развитию.
2.1.4. Адресат общеразвивающей программы – обучающиеся 10-11 классов (15-17 лет), в
количестве 15 человек. Дети, которые посещают занятия, разного уровня мотивации к
обучению, разного уровня развития, заинтересованные медициной.
2.1.5.Объем общеразвивающей программы – общее количество часов, запланированное на
реализацию программы - 306 часов в год.
Срок освоения программы – один год.
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий: продолжительность одного академического часа 40 минут,
Перерыв между учебными занятиями 10 минут/
Формы обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная,
индивидуально-групповая работа.
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации
программы.
Перечень форм проведения занятий: лекции, семинары, дискуссии, мастер-классы,
практические занятия, экскурсии, исследовательская деятельность.
Формы подведения итогов: семинары, практическая работа, участие в научно-практических
конференциях.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы «секреты и лайфхаки студентовмедиков»
Цель программы: облегчить адаптацию учащихся к первым курсам медицинского института,
обучить учащихся общим фундаментальным медицинским дисциплинам, повысить интерес к
обучению и подготовить студентов к жизни в медицинском университете.
Задачи программы:
Познакомить учащихся с медициной как наукой, объектами изучения,
формами
организации клинических отделений городской больницы.
Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с различными направлениями
медицинской деятельности.
Развивать умения анализировать и оценивать деятельность медицинских сотрудников
разных специализаций и специальностей.
Прививать устойчивый интерес к работе медицинского работника.
Расширить
кругозор ученика показав деятельность не медицинских специальностей, но
тесно связанных со здравоохранением.
Воспитание
совокупности ценностей, убеждений и установок молодого человека,
определяющих его при выборе медицинской профессии
2.3 Планируемые результаты:
Метапредметные результаты
В результате освоения программы обучающиеся сформируют:
Самостоятельно ставить учебные цели и задачи, планировать пути их достижения
(например, составлять индивидуальный учебный план подготовки к экзаменам).
Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
(самоконтроль при изучении сложного материала).
Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (адаптировать
методы обучения под разные дисциплины).
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать
выводы (применять алгоритмы диагностического мышления на простейших примерах).
Владеть навыками смыслового чтения и работы с информацией: находить информацию в
медицинских источниках, анализировать, структурировать, преобразовывать текст в схемы,
таблицы, ментальные карты.
Использовать различные методы познания (наблюдение, сравнение, моделирование) для
изучения эффективных учебных стратегий.
Эффективно сотрудничать в группе: организовывать и планировать учебное
взаимодействие, распределять роли, договариваться и приходить к общему решению.
Применять техники эффективной презентации и самопрезентации (подготовка и защита
мини-проекта по выбранной теме).
Развивать навык публичного выступления и уверенного ответа на вопросы.
Личностные результаты
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию в области медицины и естественных наук.
Сформированность внутренней позиции будущего абитуриента и студента-медика,
осознание специфики и требований медицинского образования.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и педагогом в процессе учебноисследовательской и проектной деятельности.
Осознание ответственности за результаты своего обучения, понимание важности
систематической и эффективной работы для достижения цели.
Позитивное и осознанное отношение к будущей профессии, понимание ее высокой
социальной значимости, сложностей и этических аспектов.
Предметные результаты
В результате освоения программы обучающиеся будут знать и владеть:
Знать и уметь применять на практике базовые принципы тайм-менеджмента и борьбы с
прокрастинацией, специфичные для обучения в медицинском вузе.
Владеть навыками конспектирования (методы Корнелла, скоростное конспектирование) и
структурирования информации.
Знать особенности учебного процесса в медицинском вузе (сессионный режим, работа с
латинской терминологией, построение взаимоотношений с преподавателями).
Владеть базовыми алгоритмами поиска и верификации достоверной медицинской
информации в открытых источниках.
Иметь практический опыт применения изученных "лайфхаков" для решения конкретных
учебных задач (например, запомнить блок терминов, подготовиться к семинару).
Создавать свой собственный "набор инструментов" (индивидуальную образовательную
стратегию) для успешного старта в медицинском вузе.
2..4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Название раздела, темы
Вводный модуль: Старт в
медицинской карьере
Введение в профессию. Мифы и
реальность медицинского
образования.
Постановка личных учебных и
карьерных целей (SMARTтехнологии).
Модуль 2: Навыки современного
студента-медика
Количество часов
Всего теоретиче практич
ские
еские
9
6
3
Формы аттестации
контроля
Круглый стол,
анкетирование
9
2
7
Защита
индивидуального
плана развития
45
13
32
Максимальное усвоение
лекционного материала: методы
конспектирования (Корнелл,
ментальные карты, скоростное
письмо).
Работа с учебной литературой.
Скорочтение и смысловой
анализ.
Латинский язык без паники:
мнемотехники и лайфхаки для
запоминания терминов.
18
4
14
Практикум:
преобразование
сложного текста в
конспект
9
3
6
9
3
6
Цифровые инструменты медика:
от Anki до специализированных
программ и приложений.
9
3
6
Тест на скорость и
понимание
прочитанного
Контрольный срез
терминологии
(словарный диктант,
карточки)
Презентация
собственной
настроенной
системы цифровых
карточек.
Модуль 3. Тайм-менеджмент и
ресурсное состояние
45
15
30
7
Планирование семестра и сессии.
Борьба с прокрастинацией.
18
6
12
8
Режим дня, питание, сон и
физическая
активность
для
высокой продуктивности.
9
3
6
9
Управление стрессом и
эмоциональное выгорание:
техники профилактики.
18
6
12
Модуль 4: Технологии
эффективного запоминания
Мнемотехники: запоминание
цепочек, чисел, классификаций,
препаратов.
54
18
36
18
6
12
11
Метод пространственного
повторения (Spaced Repetition) и
работа с карточками (Anki).
18
6
12
12
Визуализация и ассоциативные
ряды для изучения анатомии и
гистологии.
18
6
12
108
54
54
13
Модуль 5: Фундаментальные
дисциплины медицины
Латинский язык
18
9
9
14
Основы гистологии
18
9
9
15
Основы физиологии
18
9
9
16
Основы анатомии
18
9
9
10
Разработка личного
плана на "идеальную
сессию"
Ведение
дневника
самочувствия
в
течение недели
Тренинг,
разбор
кейсов,
симуляционные
занятия
на
управление стрессом
Практический кейс:
запомнить
и
воспроизвести
классификацию
препаратов
Создание и защита
собственных
карточек
для
повторения
по
заданной теме
Творческий проект:
создание
ассоциативной
карты по теме (напр.,
мышцы руки)
Словарь основных
слов. Падежи
латинского языка.
Строение клетки и
ткани.
Физиология органов
и систем.
Лабораторные
работы по системе
кроветворения.
Основные системы
организма.
17
Основы фармакологии
18
9
9
18
Основы патологической
анатомии и патологической
физиологии
18
9
9
Модуль 6: Практическое
применение знаний
Решение клинических задач и
кейсов: алгоритмы мышления.
36
6
30
9
3
6
20
Навыки
презентации
и
публичного выступления: защита
рефератов, докладов
9
3
6
21
Разработка и защита итогового
проекта:
"Индивидуальная
образовательная
стратегия
успешного студента-медика".
18
0
18
ИТОГО
306
114
192
19
Практика:
Виртуальные туры
по
анатомии,
интерактивные
Основные
биохимические
процессы и введение
в фармакологию.
Практика: написание
рецептов на
латинском языке.
Общая
патофизиология и
патоанатомия:
воспаление,
аллергия, нарушения
обмена веществ
Практика: кейсзадачи
Кейс-методы,
написание историй
болезни, разбор
клинических
ситуаций.
Выбор темы проекта,
7 принципов
успешной защиты
доклада.
Студенты делятся
впечатлениями и
результатами.
Презентации
проектов перед
аудиторией.
Содержание учебного (тематического) плана
Вводный модуль: Старт в медицинской карьере
Погружение в мир медицины. Разберемся, как устроено медицинское образование в России,
какие специальности существуют и как выбрать свою. Честно поговорим о плюсах, минусах и
главных вызовах профессии. Поставим первые карьерные цели.
Модуль 2: Навыки современного студента-медика
Освоим главный инструментарий успешного учебы. Научимся работать с научными текстами,
конспектировать лекции с помощью ментальных карт и методов Корнелла, а также
использовать цифровые сервисы и приложения для эффективного обучения.
Модуль 3. Тайм-менеджмент и ресурсное состояние
Узнаем, как планировать нагрузку, готовиться к сессии без паники и побеждать
прокрастинацию. Научимся техникам управления временем, чтобы избежать выгорания и
сохранить здоровье — свой главный актив будущего врача.
Модуль 4: Технологии эффективного запоминания
Раскроем секреты запоминания огромных объемов информации. Освоим мнемотехники,
метод ассоциаций и работу с карточками (Anki). Научимся легко учить латинские термины и
сложные классификации.
Модуль 5: Фундаментальные дисциплины медицины
Узнаем, как устроены ключевые предметы медицинского вуза: анатомия, гистология,
биохимия. Получим лайфхаки по их освоению и научимся видеть связи между теорией и
будущей практической работой.
Модуль 6: Практическое применение знаний
Отработаем все навыки на практике. Будем решать клинические задачи, искать и
анализировать медицинскую информацию, как это делают настоящие врачи. Подготовим и
защитим итоговый проект — свой первый шаг в профессию.
3.Организационно-педагогические условия
3.1 Календарный учебный график
№
Основные
характеристики
образовательного
п/п
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель в II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
10
Выходные дни
Окончание учебного года
34
102
9
306
15
19
02.09.
27.10.04.11.,
29.12.11.01.26, 23.03.-29.03
23.02, 08.03.
27.05.26
3.2. Условия реализации программы.
- материально-техническое обеспечение – интерактивная доска, компьютер, принтер,
колонки;
- методические материалы - применение игровых технологий, применение приложений:
«HumanAnatmy», «Пирогов». Специализированные сайты для демонстраций материала:
https://histology.rosmedlib.ru/ технологии смыслового чтения, технологии развития
критического мышления через письмо и чтение. Организация профориентационной работы
в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. —
362 с.
3.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
Текущий: практические работы, тестирование, участие в тренингах и дискуссиях.
Итоговый: защита индивидуального или группового проекта.
4. Список литературы
1. Организация профориентации на медицинские специальности в школе: учебное
пособие для вузов / Р. И. Айзман [и др.]; под общей редакцией М. И. Воеводы, В. М.
Чернышева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 466
с. — (Высшее образование).
2. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. —
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 362 с.
3. Катерина Гордеева: Не делать больно — я думаю, в этом и состоит любовь. 22.05.2018
https://www.pravmir.ru/katerina-gordeeva-ne-delat-bolno-ya-dumayu-v-etom-i-sostoitlyubov/
4. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. О МОТИВАЦИИ ВЫБОРА
ПРОФЕССИИ ВРАЧА // Международный журнал прикладных и фундаментальных
исследований.
–
2019.
–
№
2.
–
С.
53-56;
https://appliedresearch.ru/ru/article/view?id=12670