2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» разработана на основе плана внеурочной деятельности
МАОУ «СОШ №17» в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Рабочая программа «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
предназначена для учащихся 7 класса образовательного учреждения
2.1. Направленность программы:
* Социально-гуманитарное направление
2.1.2. Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме.
Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления
с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего
образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной
грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных,
метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов.
2.1.3. Отличительные особенности программы
Отличительные черты функциональной грамотности
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в
конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека,
определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и
интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по
классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного
мышления.
2.1.4. Адресат общеобразовательной программы.
Программа реализуется в работе с обучающимися 7 классов (возраст 12-13 лет).
Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю. Работа
планируется в 2 группах по 20 человек.
2.1.5. Объём и срок освоения программы:
Объем программы – 76 часов
Программа рассчитана на 1 год обучения
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность
одного академического часа – 40 минут.
Форма занятий: очная.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель.
Перечень форм проведения занятий: беседы, лекции, семинар, круглый стол,
тренинг, интерактивы.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: тестирование, анкетирование.
2.2. Цели и задачи
Цель программы:
- формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Задачи программы:
• повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня
теоретического обобщения.
• развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с
диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида,
Проблемно-познавательными заданиями.
• Создать условия для овладения способами решения познавательных и логических
заданий по обществознанию.
• Формировать умения и навыки поиска и систематизации информации, работы с
различными типами источников.
• Формировать личностное развитие ребенка, увлекая ребенка совместной и
интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
• Вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
2.3. Планируемые результаты.
Метапредметные:
Результаты изучения обществознания участниками школы проявляются в:
- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании эстетическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Личностные:
Результатами учащихся школы, формируемыми при изучении содержания курса,
являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании всей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
- необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности;
- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
- осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями
- обеспечение их самоопределения, расширения зоны поиска своих интересов в различных
сферах прикладных знаний,
- создание переосмысления своих связей с окружающими, свое место среди других людей.
- внесение вклада в нравственное и социальное формирование личности
Предметные:
Результатами освоения выпускниками школы содержания программы является:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2.4. Содержание образовательной программы.
Учебный план
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Формы
аттестации
контроля
Входной
контроль
1
Введение
1
0
0
2
Смысл жизни (Я и
моя жизнь)
3
0
0
3
Человек и книга
2
0
0
4
Проблемы
повседневности
(выбор товаров и
услуг)
3
0
0
анкетирование
5
Будущее (человек
и технический
прогресс)
2
0
0
опрос
6
Планета людей
(взаимоотношения)
Интегрированные
занятия:
Читательская
грамотность+
Глобальные
компетенции
3
0
0
Текущий
контроль
7
Наука и
технологии
2
0
0
8
Мир живого
2
0
0
9
Вещества, которые
нас окружают
3
0
0
10
Мои увлечения
2
0
0
11
Креативность в
учебных ситуациях
и ситуациях
межличностного
взаимодействия
2
0
0
12
Выдвижение
разнообразных
идей. Учимся
проявлять гибкость
2
0
0
и беглость
мышления
13
Выдвижение
креативных идей и
их доработка
3
0
0
14
От выдвижения до
доработки идей
2
0
0
15
Диагностика и
рефлексия.
Самооценка
3
0
0
анкетирование
16
Подведение итогов
первой части
программы.
Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях
3
0
0
Текущий
контроль
17
В домашних делах:
ремонт и
обустройство дома
Комплексные
задания «Ремонт
комнаты»,
«Покупка
телевизора»
3
0
0
18
В общественной
жизни: спорт
Комплексные
задания
«Футбольная
команда»,
«Мировой рекорд
по бегу», «Питание
самбиста»
3
0
0
19
На отдыхе: досуг,
отпуск, увлечения
Комплексные
задания
«Бугельные
подъемники»,
«Кресельные
подъемники»
3
0
0
опрос
20
В профессиях:
сельское хозяйство
Комплексное
задание «Сбор
черешни»
3
0
0
21
Как финансовые
угрозы
превращаются в
финансовые
неприятности
3
0
0
22
Уловки
финансовых
мошенников: что
помогает от них
защититься
3
0
0
опрос
23
Заходим в
интернет:
опасности для
личных финансов
2
0
0
анкетирование
24
Самое главное о
правилах
безопасного
финансового
поведения
3
0
0
Презентации
25
«Покупать, но по
сторонам не
зевать» «Акции и
распродажи»
3
0
0
игра
26
С чем могут быть
связаны проблемы
в общении
2
0
0
27
Общаемся в школе,
соблюдая свои
интересы и
интересы друга
2
0
0
28
Прошлое и
будущее: причины
и способы решения
глобальных
проблем
3
0
0
29
Действуем для
будущего:
3
0
0
Анализ работ
опрос
презентации
участвуем в изменении
экологической
ситуации.
Выбираем
профессию
30
Итоговое занятие.
Подведение итогов
программы.
Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
2
0
0
76
0
0
Итоговый
контроль
Содержание учебного плана.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская
грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская
грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность
этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных
учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами
разных форматов (сплошными, не сплошными, множественными), нацелен на обучение
приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной,
главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в
рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность
информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе
манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности
разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования с учетом современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического
образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики
определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира:
пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний
затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники,
восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится
выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и
понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной
математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках
математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения
и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает
дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно
реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом
нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий:
практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного
мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью
является интеграция математического содержания с содержанием других учебных
предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается
«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и
объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества,
но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном
обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от
него следующих компетентностей: 6 научно объяснять явления; 6 демонстрировать
понимание особенностей естественно-научного исследования; 6 интерпретировать
данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем
внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения
вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени,
чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется
образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в
рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в
зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно
целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы),
методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых
решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы
«Школа финансовых решений» (5—7 классы) и«Основы финансового успеха» (8—9
классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами
грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать
финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые
решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке
умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих
однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного
человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых
знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия,
изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных
предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные
проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по
«глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения
анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять
сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их
воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной
компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные
задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на
современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из
социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при
оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной
грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие
производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от
способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает
людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности,
эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому
креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной
грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися
знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с
которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и
назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать
базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и
совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах
человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся
общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются
ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления,
учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного
мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебнопроектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для
развития и совершенствования креативного мышления.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарно-учебный график
№
Основные
характеристики
образовательного
п/п
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в I полугодии
6
Недель в II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
10
Выходные дни
Окончание учебного года
34
68
4,5
152
15
19
02.09.
27.10.04.11.,
29.12.11.01.26, 23.03.-29.03
23.02, 08.03.
27.05.26
3.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: реализация
осуществляться в кабинете географии. В наличии:
- 15 ученических парт
- 30 ученических стульев
- интерактивная доска
- компьютер
- колонки.
Методические материалы:
программы
будет
- Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного
возраста на уроках изобразительного искусства // Педагогический поиск. – 2020.–№3.–
С.13–16.
- Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса,
обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н. М.
Кузнецова, А. А. Денисова // Региональное образование: современные тенденции. – 2020.
–№1(40).–С.123–126.
- Кудрявцева, Т. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т.
Ю. Кудрявцева // Наука и образование: новое время : научно-методический журнал. –
2020.–№2(20).–С.28–31.
- Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в
обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического
образования.–2020.–№66–2.–С.10–15.
- Лысова, О. В. Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете
функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л.
К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. – 2020. – Т. 3. – № 2.–
С.22–27.
- Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством
повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научно
методическое обеспечение оценки качества образования. – 2020. – № 1 (9). – С. 56–59.
- Гречишкина, О. И. Задания по функциональной грамотности по биологии для 8 класса
на тему «Ткани, органы и системы органов» / О. И. Гречишкина // Информобразование. –
2020.–№1.–С.96–99.
- Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамотности у младших
школьников с помощью конструктора приемов / О. К. Стулова // Социальные и
педагогические вопросы образования: сборник материалов Международной научно–
практической конференции. –2020.–С.124–127.
- Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования
функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые
педагогические исследования: сборник статей II Международной научно-практической
конференции.–2020.–С.14–16.
- Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной
грамотности в школе / Е. А. Дьякова; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская
речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. – 2020. –
С.250–255.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
- Портал Российской электронной школы https://fg.resh.edu. Ru/
- Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информа- ционного взаимо- действия
субъектов Российской Феде- рации в проекте «Мониторинг фор- мирования
функциональной грамотности учащихся» http:// skiv.instrao.ru/
- Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение»
https:// media.prosv.ru/func/
- «Чудо на своем месте»: демонстрационный вариант 2019 http://skiv.instrao.ru
«Репетитор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» https://
media.prosv.ru/func/
- «Погружение»: демонстрационный вариант 2019 http:// skiv.instrao.ru
«Новости будущего века»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
https://media.prosv. ru/func/
- «Тихая дискотека» Открытый банк заданий 2020 http:// skiv.instrao.ru
- Портал РЭШ (Российская электронная школа) https:// fg.resh.edu.ru
3.3. Формы аттестации и контроля
Федеральным законом № 273-ФЗ, приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 №629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам обязательное проведение
итоговой аттестации не предусмотрено.
4. Список литературы.
- Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость
современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного
учебноисследовательского конкурса.– Петрозаводск, 2020. – С. 116–125.
- Кириллова, О. А. Кейс–технология как средство развития функционально графической
грамотности учащихся / О. А. Кириллова, М. Ю. Пермякова // Мир науки, культуры,
образования.–2019.–№1(74).–С. 246–248.
- Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского
языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы
развития: сборник материалов VIII Международной научно–практической конференции.–
2019.–С. 21–23.
- Карачевцева, А. П.Формирование функциональной математической грамотности
младшего школьника средствами интерактивной образовательной платформы «учи.ру» /
А. П. Карачевцева // Педагогический поиск. – 2019. – № 5. – С. 6–9.
- Семенова, И. В. Адаптивно–инновационные педагогические технологии в формировании
функциональной грамотности школьников / И. В. Семенова, О. А. Казарова; научный
редактор Н. О. Берая // Избранные вопросы науки XXI века: сборник научных статей. –
Москва, 2019. – С. 42–4
№
п
/
п
Наимено
вание
разделов
и тем
программ
ы
Коли
честв
о
часов
Основное
содержан
ие
Основные
виды
деятельност
и
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
Введение
1
знакомств
о
участнико
в
программ
ы.
Обсужден
ие
понятий
«функцио
нальная
грамотнос
ть»,
«составля
ющие
функцион
альной
грамотнос
ти
(читательс
кая,
математич
еская,
естествен
нонаучная,
финансов
ая
грамотнос
ть,
глобальны
е
компетен
ции,
креативно
е
мышление
).
Ожидания
каждого
школьник
аи
группы в
целом от
Развить
мотивацию к
целенаправл
енной
социально
значимой
деятельности
;
стремлениен
ой
профессиона
льной
деятельности
и развитием
необходимы
х умений;
Приобрести
опыт
успешного
межличностн
ого общения;
готовность к
разнообразно
й совместной
деятельности
, активное
участие в
коллективны
х учебноисследовател
ьских,
проектных и
других
творческих
работах быть
полезным,
интерес к
социальному
сотрудничес
тву;
Сформирова
ть
внутреннюю
позиции
Портал Российской
электронной школы
(https://fg.resh.edu. ru/)
Материалы
образовательного ресурса
издательства
«Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/Портал
ФГБНУ ИСРО РАО,
Сетевой комплекс информационного взаимо- действия
субъектов Российской
Феде- рации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся» (http://
skiv.instrao.ru/) Материалы
из посо- бий
«Функциональ- ная
грамотность. Учимся для
жизни» издательства «Просвещение»)
совместно
й работы.
Обсужден
ие планов
и
организац
ии работы
в рамках
программ
ы.
2
3
Смысл
жизни (Я
и моя
жизнь)
Человек и
книга
1
Авторски
й замысел
и
читательс
кие
установки
(художест
венный
текст)
1
Особенно
сти
чтения и
понимани
я
электронн
ых
текстов
(учебносправочн
ый текст)
личности как
особого
ценностного
отношения к
себе,
окружающи
м людям и
жизни в
целом;
Сформирова
ть установку
на активное
участие в
решении
практически
х задач,
осознанием
важности
образования
на
протяжении
всей жизни
для успеш
Интегрирова
ть и
интерпретир
овать
информацию
«Чудо на своем месте»:
демонстрационный вариант
2019 (http://skiv.instrao.ru)
«Репетитор»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)
Использоват
ь
информацию
из текста для
решения
практическо
й задачи
«Справочное бюро»
(http://skiv.instrao. ru/bankzadaniy/
chitatelskayagramotnost/)
«Как выглядит слон»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
4
Проблемы
повседнев
ности
(выбор
товаров и
услуг)
5
Будущее
(человек и
техническ
ий
прогресс)
6
Планета
людей
(взаимоот
ношения)
Интегрир
ованные
занятия:
Читательс
кая
грамотнос
ть+
Глобальн
ые
компетен
ции
7
Наука и
технологи
и
1
Чтение и
понимани
е
несплошн
ых
текстов
(инструкц
ия,
этикетка)
1
Особенно
сти
чтения и
понимани
я
смешанны
х текстов
(соотнесе
ние текста
статьи и
инфограф
ики)
Интегрирова
ть и
интерпретир
овать
информацию
«Погружение»:
демонстрационный вариант
2019 (http:// skiv.instrao.ru)
«Новости будущего века»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
2
Особенно
сти
чтения и
понимани
я
множеств
енных
текстов
(публицис
тический
текст)
Особенности
чтения и
понимания
множественн
ых текстов
(публицисти
ческий текст
«Тихая дискотека»
Открытый банк заданий
2020 (http:// skiv.instrao.ru)
1
Выполнен
ие
заданий
«Луна» и
«Вавилон
ские
сады»
Объяснение
процессов и
принципов
действия
технологий.
«Луна», «Вавилонские
сады»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)
Естественно-научная
грамотность. Сборник
Использоват
ь
информацию
из текста для
решения
практическо
й задачи
«Сгущенка» (http://
skiv.instrao.ru/bankzadaniy/c
hitatelskayagramotnost/)
«Мыльные открытия»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
эталонных заданий. Выпуск
2: учеб. пособие для
общеобразовательных
8
9
10
Мир
живого
Вещества,
которые
нас
окружают
Мои
увлечения
Выполнен
ие
заданий
«Зеленые
водоросли
» и «Трава
Геракла»
Объяснение
происходящ
их
процессов.
Анализ
методов
исследовани
яи
интерпретац
ия
результатов
эксперимент
ов.
Портал РЭШ (Российская
электронная школа) (https://
fg.resh.edu.ru)
1
Выполнен
ие
задания
«Заросши
й пруд»
Проведение
простых
исследовани
й и анализ их
результатов.
Получение
выводов на
основе
интерпретац
ии данных
(табличных,
числовых),
построение
рассуждений
.
Выдвижение
и анализ
способов
исследовани
я вопросов.
Проведение простых
исследований и анализ их
результатов. Получение
выводов на основе
интерпретации данных
(табличных, числовых),
построение рассуждений.
Выдвижение и анализ
способов исследования
вопросов.
2
Выполнен
ие
заданий
«Мячи»
ИЛИ
«Антигра
в и хватка
Проведение
простых
исследовани
й и анализ их
результатов.
Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск
1: учеб. пособие для
общеобразовательных
организаци й / под ред. Г. С.
Ковалевой, А. Ю. Пентина.
1
осьминога
»
11
12
Креативно
сть в
учебных
ситуациях
и
ситуациях
межлично
стного
взаимодей
ствия
Выдвижен
ие
разнообра
зных
идей.
Учимся
проявлять
гибкость
и беглость
мышлени
я.
— М. ; СПб. : Просвещение,
2020
1
Анализ
моделей и
ситуаций.
Модели
заданий: 6
сюжеты,
сценарии;
6
эмблемы,
плакаты,
постеры,
значки; 6
проблемы
экологии;
6
выдвижен
ие гипотез
Анализ
моделей и
ситуаций.
Модели
заданий: 6
сюжеты,
сценарии; 6
эмблемы,
плакаты,
постеры,
значки; 6
проблемы
экологии; 6
выдвижение
гипотез
Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao. ru)
Комплексные задания 6 7
кл., В поисках правды,
задания 1, 2, 3 6 7 кл.,
Поможем друг другу,
задания 1, 2 6 7 кл.,
Хранители природы,
задания 1, 2
1
Разные
сюжеты.
Два
основных
способа,
которыми
могут
различать
ся идеи
для
историй: 6
связи
идей с
легендой
основаны
на разных
смысловы
х
ассоциаци
ях, что
явно
отражаетс
я на
сюжете,
ИЛИ 6
Совместное
чтение
текста
заданий.
Маркировка
текста с
целью
выделения
основных
требований.
Совместная
деятельность
по анализу
предложенн
ых ситуаций
и сюжетов.
Выдвижение
идей своих
заданий по
созданию
сюжетов и
сценариев,
на основе
иллюстраций
, комиксов.
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Комплексные задания 6 7
кл., Путь сказочного героя,
6 7 кл., Фотохудожник, 6 7
кл., Геометрические
фигуры 6 7 кл., Танцующий
лес, задание 1
идеи
имеют
схожие
сюжеты,
однако
каждая
идея
основана
на своем
способе
воплощен
ия
13
14
Выдвижен
ие
креативны
х идей и
их
доработка
От
выдвижен
ия до
доработки
идей
1
1
Оригинал
ьность и
проработа
нность.
Обсужден
ие
проблемы
: Когда
возникает
необходи
мость
доработат
ь идею?
Совместное
чтение
текста
заданий.
Маркировка
текста с
целью
выделения
основных
требований.
Совместная
деятельность
по анализу
предложенн
ых ситуаций.
Моделируем
ситуацию:
нужна
доработка
идеи.
Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Комплексные задания 6 7
кл., В поисках правды 6 7
кл., Кафе для подростков 6
7 кл., Поможем друг другу
6 7 кл., За чистоту воды
Использов
ание
навыков
креативно
го
мышлени
я для
создания
продукта.
Выполнение
проекта на
основе
комплексног
о задания (по
выбору
учителя): 6
создание
игры для
пятиклассни
ков
«Знакомство
Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao. ru) По
выбору учителя 6 7 кл.,
Путешествие по школе,
Креативное мышление,
выпуск 1, Просвещение, 6 7
кл., Нужный предмет, 6 7
кл., Книжная выставка, 6 7
кл., Мечтайте о великом,
со школой»,
6 социальное
проектирова
ние. «Как я
вижу свое
будущее?», 6
подготовка и
проведение
социально
значимого
15
16
Диагности
ка и
рефлексия
.
Самооцен
ка
Подведен
ие итогов
первой
части программы.
Самооцен
ка
результат
ов
деятельно
сти на
занятиях
1
Креативно
е
мышление
.
Диагности
ческая
работа
для 7
класса.
Выполнение
итоговой
работы.
Обсуждение
результатов.
Взаимо- и
самооценка
результатов
выполнения
Портал РЭШ (https://
fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО
РАО (http://skiv.instrao.ru)
Диагностическая работа для
7 класса. Креативное
мышление. Вариант 1.
Настольные игры Вариант
2. Книжный магазин
1
Самооцен
ка уверенности при
решении
жизненны
х
проблем.
Обсужден
ие результатов
самооценк
и с целью
достижен
ия
большей
увереннос
ти при
решении
задач по
функцион
альной
грамотнос
ти
Оценивать
ре- зультаты
своей
деятельности
.
Аргументиро
вать и
обосновыват
ь свою
позицию.
Задавать
вопросы,
необходимы
е для
организации
собственной
деятельности.
Предлагать
варианты
решений
поставленно
й про- блемы
Приложение
17
18
В
домашних
делах:
ремонт и
обустройство дома
Комплексные
задания
«Ремонт
комнаты»,
«Покупка
телевизора»
В
обществе
нной
жизни:
спорт
Комплексные
задания
«Футбольная команда»,
«Мировой
рекорд по
бегу»,
«Питание
самбиста»
1
1
Геометри
ческие
фигуры и
их
свойства.
Измерени
е длин и
расстояни
й,
периметр
фигуры.
Вычислен
ия с
рациональ
ными
числами,
округлени
е.
Зависимос
ть «ценаколичеств
остоимость
».
Извлекать
информацию
(из текста,
таблицы,
диаграммы).
Распознавать
математичес
кие объекты.
Описывать
ход и
результаты
действий.
Предлагать и
обсуждать
способы
решения.
Прикидыват
ь, оценивать,
вычислять
результат.
Демонстрационный вариант
2019/2020: 6 «Ремонт
комнаты», 6 «Покупка
телевизора» (http://skiv.
instrao.ru) «Выставка
рисунков»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
В общественной
жизни:
спорт
Комплексные
задания
«Футбольная команда»,
«Мировой
рекорд по
бегу»,
«Питание
самбиста»
Приводить
примеры и
контрпримеры.
Выявлять
сходства и
раз- личия
объектов.
Измерять
объекты.
Конструиров
ать
математичес
кие
отношения.
Моделировать
ситуацию
математичес
ки.
РЭШ, 7 класс: «Футбольная
команда», «Мировой
рекорд по бегу», «Питание
самбиста»
(http://skiv.instrao. ru)
Наблюдать и
про- водить
аналогии.
19
20
На
отдыхе:
досуг,
отпуск,
увлечения
Комплекс
ные
задания
«Бугельн
ые
подъемни
ки»,
«Кресельн
ые
подъемни
ки»
В
профессия
х:
сельское
хозяйство
Комплекс
ное
задание
«Сбор
черешни»
1
1
Зависимос
ть»
«скорость
-времярасстояни
е»,
измерение
времени и
скорости.
Графики
реальных
зависимос
тей.
Приводить
примеры и
контрпримеры.
Выявлять
сходства и
раз- личия
объектов.
Измерять
объекты.
Конструиров
ать
математичес
кие
отношения.
Моделировать
ситуацию
математичес
ки.
Наблюдать и
про- водить
аналогии.
Демонстрационный вариант
2019/2020: «Бугельные
подъемники», «Кресельные
подъемники» (http://
skiv.instrao.ru)
Статистич
еские
характери
стики.
Представл
ение
данных
(диаграмм
ы,
инфограф
ика)
Приводить
примеры и
контрпримеры.
Выявлять
сходства и
раз- личия
объектов.
Измерять
объекты.
Конструиров
ать
математичес
кие
отношения.
Моделировать
ситуацию
«Сбор черешни»
(https://fg.resh.edu. ru)
«Работа летом для
подростка»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/
математичес
ки.
Наблюдать и
про- водить
аналогии.
21
22
23
Как
финансов
ые угрозы
превраща
ются в
финансов
ые
неприятно
сти
Уловки
финансов
ых
мошенник
ов: что
помогает
от них
защититьс
я
Заходим в
интернет:
опасности
для
личных
финансов
1
Личная
финансов
ая
безопасно
сть.
Мошенни
чество.
Виды
финансов
ого
мошеннич
ества
Выявлять и
анализироват
ь
финансовую
информацию
. Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания
Новые уловки мошенников» (http://
skiv.instrao.ru) Опасное
сообще- ние»:
образователь- ный ресурс
издатель- ства,
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
1
Финансов
ое
мошеннич
ество.
Правила
защиты от
финансов
ого
мошеннич
ества
Выявлять и
анализироват
ь
финансовую
информацию
. Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания
Комплекс «ПИНкод», «Где
взять деньги» (http://skiv.
instrao.ru) «Предложение от
блогера»: образовательный
ресурс издательства,
«Просвещение»
(https://media. prosv.ru/func/)
1
Финансов
ое
мошеннич
ество в
социальн
ых сетях
Правила
безопасно
го
финансов
ого
поведения
в
социальн
ых сетях
Выявлять и
анализироват
ь
финансовую
информацию
. Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания
Комплекс «Пицца с
большой скидкой»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Вымогатели в социальных
сетях»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
24
25
Самое
главное о
правилах
безопасно
го
финансов
ого
поведения
«Покупат
ь, но по
сторонам
не зевать»
«Акции и
распрода
жи»
2
Финансов
ая
безопасно
сть
Финансов
ый риск.
Правила
безопасно
го
финансов
ого
поведения
Выявлять и
анализироват
ь
финансовую
информацию
. Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания
Комплекс «Билеты на
концерт» (2020)
(http://skiv.instrao. ru/)
2
Финансов
ая
грамотнос
ть:
Финансов
ая
безопасно
сть
Правила
безопасно
го
финансов
ого
поведения
Подведен
ие итогов
изучения
раздела
Рефлексия
Математи
ческая
грамотнос
ть:
Зависимос
ть «цена –
количеств
остоимость
»,
Вычислен
ия с
десятичн
Финансовая
грамотность:
Выяв
лять
и
анал
изир
овать
фина
нсов
ую
инфо
рмац
ию.
Оцен
иват
ь
фина
нсов
ые
проб
лемы
.
При
меня
ть
фина
нсов
ые
знан
ия.
Мате
Акция в интернетмагазине», «Акция в
магазине косметики»,
«Предпраздничная
распродажа» (http://skiv.
instrao.ru) «Сервис частных
объявления»
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)
ыми и
обыкнове
нными
дробями,
Вычислен
ие
процентов
мати
ческа
я
грам
отно
сть:
Извл
екать
инфо
рмац
ию
(из
текст
а,
табл
ицы,
диаг
рамм
ы), Расп
озна
вать
мате
мати
ческ
ие
объе
кты,
Уста
навл
иват
ьи
испо
льзов
ать
завис
имос
ти
межд
у
вели
чина
ми,
26
С чем
могут
быть
связаны
проблемы
в
общении
2
Межкульт
урное
взаимодей
ствие:
необходи
мость
межкульт
урного
диалога.
Культура
и диалог
культур.
Роль
семьи и
школы в
жизни
общества,
в
формиров
ании
культуры
общения
данн
ыми,
Пред
лагат
ьи
обсу
ждат
ь
спос
обы
реше
ния,
Прик
идыв
ать,
оцен
иват
ь,
вычи
слять
резу
льтат
Анализирова
ть ситуации
межкультурн
ого диалога.
Выявлять и
оценивать
различные
мнения и
точки зрения
в
межкультурн
ом диалоге.
Аргументиро
вать свое
мнение по
вопросам
межкультурн
ого
взаимодейст
вия.
Объяснять
причины
Ситуации «Семейные
ценности», «Школьная
жизнь» Демонстрационный
вариант 2019 (http://
skiv.instrao.ru)
между
представи
телями
разных
народов
27
28
Общаемся
в школе,
соблюдая
свои
интересы
и
интересы
друга
Прошлое
и
будущее:
причины
и способы
решения
глобальны
х проблем
2
2
непонимания
в
межкультурн
ом диалоге.
Межкульт
урное
взаимодей
ствие:
успешное
и
уважитель
ное
взаимодей
ствие
между
людьми,
действия
в
интересах
коллектив
а.
Определять
стратегии
поведения в
результате
анализа
ситуаций,
связанных с
противоречи
ями во
взаимодейст
вии между
людьми.
Оценивать
действия
людей в
конфликтны
х ситуациях,
предлагать
пути
разрешения
конфликтов
Ситуации «Кто пойдет в
поход», «Дай списать»
(http://skiv. instrao.ru)
Глобальн
ые
проблемы
как
следствие
глобализа
ции.
Изменени
е климата,
экологиче
ские и
демограф
ические
проблемы
Объяснять
ситуации,
связанные с
глобальным
изменением
климата,
экологическ
ими и
демографиче
скими
проблемами.
Приводить
примеры
издавать
оценку
действиям,
которые
усиливают
Ситуации «Нам не страшен
гололед», «Деревья в
городе», «Изменение
климата»
Демонстрационный вариант
2019 (http://skiv.instrao. ru)
Открытый банк зада- ний
2020 Ситуация «Изменения в Зедландии» Ситуация
«Выбрасы- ваем продукты
или голодаем»
проявление
или
предотвраща
ют
глобальные
проблемы.
29
Действуе
м для
будущего:
участвуем
в
изменени
и
экологиче
ской
ситуации.
Выбираем
професси
ю
30
Итоговое
занятие.
Подведен
ие итогов
программ
ы.
Самооцен
ка
результат
ов
2
Глобальн
ые
проблемы
:
возможно
сти и роль
каждого
человека в
преодолен
ии
воздейств
ия
глобальны
х проблем
или в их
решении.
Проблемы
прав
человека в
современн
ом мире.
Анализирова
ть
возможности
и пределы
возможносте
й
воздействия
одного
человека на
решение
глобальных
проблем.
Выявлять и
оценивать
различные
мнения и
точки зрения
о
преодолении
последствий
глобализаци
и, о
возможности
участия
каждого в
решении
глобальных
проблем.
Ситуации «Выбираем
профессию», «Экологичная
обувь», «Дети должны
мечтать, а не работать в
поле» (http://skiv.instrao. ru)
«Образование в мире: право
и бизнес»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv. ru/func/)
Ситуация «Образование в
мире: право и бизнес»:
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 1.
1
Оценка
(самооцен
ка) уровня
сформиро
ванности
функцион
альной
грамотнос
ти по
шести
Оценивать
результаты
своей
деятельности
.
Аргументиро
вать и
обосновыват
ь свою
позицию.
Для конкретизации
проявления
сформированности
отдельных уровней ФГ
используются примеры
заданий разного уровня ФГ
(http:// skiv.instrao.ru/)
деятельно
сти на
занятиях
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВ
О ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММ
Е
составляю
щим.
Обсужден
ие
возможны
х
действий,
направлен
ных на
повышени
е уровня
ФГ
отдельны
х
учащихся
и группы
в целом
38
Осуществлят
ь
сотрудничес
тво со
сверстникам
и. Учитывать
разные
мнения.