ПРИНЯТО
педагогическим советом
Протокол № 1 от 21.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МАОУ «СОШ № 17»
от 21.08.2025 г. № 215-ОД
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
в МАОУ «СОШ № 17»
2025 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному
учебному плану в МАОУ «СОШ № 17»» (далее – Положение) разработано на
основании:
1.1.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (часть 9 ст.58; пункт 23 ст.2; пункт 3 ч.1 ст.34);
1.1.2. Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 (ред. от 04.03.2025
N 169) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (настоящий приказ действует до 1 сентября 2027
года);
1.1.2. Изменения в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021,
регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными постановлениями
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.12.2022 № 24 (зарегистрировано Минюстом России 09.03.2023,
регистрационный № 72558), от 16.12.2024 № 12 (зарегистрировано Минюстом
России 08.04.2025, регистрационный № 81783);
1.1.3. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.02.2021 №03-205 «О
методических рекомендациях по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающимся 5-11 классов по индивидуальному
учебному плану»;
1.1.4. Устава МАОУ «СОШ № 17».
1.2. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ
осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами
МАОУ «СОШ №17».
Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных
предметов, обязательных для изучения.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом
срок освоения общеобразовательной программы может быть изменен
Организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
1.3. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные
программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение
по индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком
общеобразовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с
последующей аттестацией.
1.4. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано
для обучающихся:
1.4.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ (ФЗ №273 ст. 42);
1.4.2. с высокой степенью успешности в освоении программ (Приказ №115, ФЗ
№273 ст. 34 п.3);
1.4.3. с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения РФ
от 24 ноября 2022 г. N 1023);
1.4.4. которые не ликвидировали академическую задолженность (ФЗ №273 ст.
58);
1.4.5. по иным основаниям (по заявлению родителей).
1.5. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены
обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования.
1.6. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося. Применительно к обучающимся, имеющим академическую
задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего
воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была
ликвидирована.
1.7. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану
определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация
индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой
образовательной программы.
1.8. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
общего
образования.
1.9. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному
плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей,
путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их
освоения.
1.10. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с
настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при
приеме детей в образовательную организацию. Данное Положение подлежит
опубликованию на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного
обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана
образовательной организации.
2.2. При формировании индивидуального учебного плана может
использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты
сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, входящих в учебный план образовательной организации.
2.3. Индивидуальный учебный план может быть предоставлен с 1 класса.
2.4. Индивидуальный учебный план составляется на один учебный год либо на
иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных
представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному
плану.
2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если
индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со
спецификой и возможностями образовательной организации.
2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с
индивидуальным учебным планом могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся.
2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся,
не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с
момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) обучающегося.
2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся
предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться
пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по
индивидуализации содержания образовательной программы (включение
дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных
дисциплин).
2.11. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок
получения основного общего образования может быть сокращен.
2.12. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаются в течение учебного года.
2.13. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с начала
учебного года.
2.14. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется
приказом директора МАОУ «СОШ № 17».
2.15. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического
совета образовательной организации.
2.16. Организация обучения по индивидуальному учебному плану
осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный
обучающийся.
2.17. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану,
предоставляется возможность получать необходимые консультации по
учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной
организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения
лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в
образовательной организации в порядке, определенном образовательной
организацией и закрепленном в его Уставе.
2.18. С учетом желания, способностей обучающемуся могут быть
предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение
отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах,
предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.19. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных
представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень
реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень
программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и
итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом
руководителя образовательной организации.
2.20. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том
числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные
занятия.
2.21. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод
обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
III. Требования к индивидуальному учебному плану
начального общего образования
3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
начального общего образования индивидуальный учебный план начального
общего образования предусматривает:
3.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;
3.1.2. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
3.1.3. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и
возможностей образовательной организации).
3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно
части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в
1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть
отсутствует).
3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы
начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной
деятельности.
3.4. Нормативный срок освоения образовательной программы начального
общего образования составляет четыре года. Общий объем аудиторной работы
обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2966
академических часов и более 3305 академических часов.
3.5. Нормативный срок освоения образовательной программы начального
общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии).
IV. Требования к индивидуальному учебному плану
основного общего образования
4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы
основного общего образования индивидуальный учебный план основного
общего образования может предусматривать:
4.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;
4.1.2. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов
обязательной части;
4.1.3. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные;
4.1.4. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся;
4.1.5. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и
возможностей образовательной организации).
4.2. Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана основного
общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.
4.3. Срок получения основного общего образования составляет не более пяти
лет.
Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок
получения основного общего образования может быть сокращен.
4.4. Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не
может составлять менее 5267 академических часов и более 6020 академических
часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса
к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе,
предусмотренными
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями. (в ред. Приказа Минпросвещения России
от 18.07.2022 N 568)
Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения
срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических
часов за шесть учебных лет.
V. Требования к индивидуальному учебному плану
среднего общего образования
5.1. Организация, осуществляющая образовательную деятельность:
- предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных
учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые на
уровне среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне),
дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся;
- обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей
обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический,
технологический, универсальный).
5.2. Индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных
предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык,
информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география,
физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) и
предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном
уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или)
смежной с ней предметной области. В учебном плане должно быть
предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(-ых) проекта(ов).
5.3. Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для
лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по
адаптированным основным образовательным программам среднего общего
образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную
программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых
образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее
2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
VI. Контроль исполнения индивидуального учебного плана
6.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением
общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по
индивидуальному учебному плану.
6.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному
плану, осуществляются в соответствии с Положением о формах, периодичности
и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 17» МО Краснотурьинск.
VII. Государственная итоговая аттестация обучающихся
7.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на
обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии
с действующим законодательством.
7.2. К государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования допускаются обучающиеся не имеющие
академической
задолженности,
в
полном
объеме
выполнившие
индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным
предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также
имеющие результат «зачет» за итоговое устное собеседование по русскому
языку, если иное не установлено порядком проведения государственной
итоговой аттестации.
7.3. К государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего общего образования допускаются обучающиеся не имеющие
академической
задолженности,
в
полном
объеме
выполнившие
индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным
предметам учебного плана
за каждый год обучения не ниже
удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое
сочинение, если иное не установлено порядком проведения государственной
итоговой аттестации.
VIII. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
8.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы
образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным
планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе
муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов.
8.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно
обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов
обучающихся.
IX. Порядок управления
9.1. В компетенцию администрации образовательной организации входит:
9.1.1.
разработка
положения
об
организации
обучения
по
индивидуальному учебному плану;
9.1.2. предоставление в недельный срок в Управление образованием ГО
Краснотурьинск об организации обучения по индивидуальному учебному
плану, в котором указывается фамилия, имя, отчество обучающегося, класс,
причина перехода на обучение по индивидуальному учебному плану, дата
решения педагогического совета, период обучения, сведения для тарификации
учителей;
9.1.3. обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы
учебных программ и контроль их выполнения;
9.1.4. контроль своевременного проведения занятий, консультаций,
посещения занятий обучающимися, ведения журнала учета обучения по
индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в четверть.
9.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану
образовательная организация имеет следующие документы:
9.2.1. заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
9.2.2. решение педагогического совета образовательной организации;
9.2.3. приказ органа управления образованием о переходе обучающегося на
обучение по индивидуальному учебному плану;
9.2.4. приказ директора МАОУ «СОШ № 17»;
9.2.5. расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с
родителями (законными представителями) МАОУ «СОШ № 17» и
утвержденное директором МАОУ «СОШ № 17»;
9.2.6. журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
X. Порядок принятия и срок действия Положения
10.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом
совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя
образовательной организации.
10.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в
силу с момента его утверждения.
10.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с
вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального,
федерального органов управления образованием только решением
педагогического совета.
10.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом
совете образовательной организации в составе новой редакции Положения,
которое утверждается приказом руководителя образовательной организации.
После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает
силу.