Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ДОП Чудо лоскуток

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЧУДО -ЛОСКУТОК»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020
№304 –ФЗ);
2) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р);
3) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018
№162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
5)
Требования к дополнительным общеобразовательным программам для
включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей Свердловской области от января 2020г., ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» Региональный модельный центр ДО СО;
6) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (зарегестрировано Минюсте России 12.07.2023. №74229);
7) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. N 61573);
8) Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
9) Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 17».
Направленность общеразвивающей программы: художественная.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на
получение обучающимися знаний в области рукоделия и шитья, приобщение

детей к искусству лоскутного, текстильного шитья .Оказывает влияние на
формирование их художественного вкуса, воспитывает терпение и аккуратность,
обогащает внутреннюю жизнь ребенка.
Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на
изучении технологии лоскутного шитья которое способствует сохранению
народного ремесла, развитию воображения, фантазии и творческих способностей
обучающихся. В процессе освоения программы каждый обучающийся делает
базовое изделие, которое учит его технике лоскутного шитья.
Программа адресована – обучающимся 3- 4 классов (группа до 15-25 человек) и
опирается на межпредметные связи с технологией, ИЗО.
Режим занятий и срок освоения - программа рассчитана на 1 год обучения
общим объёмом 459 часов при нагрузке 13, 5 учебных часов в неделю с 3-го по 4й класс.
Уровневость общеразвивающей программы – по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый
уровень».
Предполагает
использование
и
реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей
программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в
рамках
содержательнотематического
направления
общеразвивающей
программы.
Формы обучения – основными формами данной программы являются творческие
мастерские: комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными
людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей,
причём большее количество времени занимает практическая часть.
Формы учебных занятий
могут быть разными: индивидуальная, парная,
групповая, работа над проектом, исследование.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия,
презентация, открытое занятие.
Формы
подведения
результатов:
Отслеживание
результативности
образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом
наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм
работы:
• самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений;
• контрольно – познавательные игры;
• табло достижений;
• открытые занятия в игровой форме;
• отчеты по практическим работам.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Формы проведения аттестации определяются педагогом. Используются
следующие формы:
1. Тестовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач,
шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Проект.
4. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
5. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
6. Групповая оценка работ.
Цель и задачи общеразвивающей программы.
Основная цель программы:
Развитие творческого потенциала ребенка посредством обучения технике
традиционного лоскутного искусства.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Воспитательной
- воспитание у детей интереса к народному искусству;
-воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, аккуратности в работе,
бережливости, целеустремленности, ответственности;
- понятия об экономии и рациональном использовании материалов.
Обучающей
- знакомство с историей и развитием лоскутного шитья;
- изучение основных законов композиции и законов цветоведения;
- знакомство с техникой безопасности при работе с инструментами и
приспособлениями;
-обучение детей самостоятельно создавать изделия из лоскутков;
- обучение работе на швейной машине.
Развивающей
- развитие творческих способностей, эстетического и художественного
вкуса;
- развитие умений и навыков по изготовлению изделия в лоскутной технике;
- развитие образного мышления, внимания, фантазии;
- развитие творческой активности обучающихся;
- развитие навыков сотрудничества, оценки и самооценки.
Методы работы:
• словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации.
• наглядные методы: макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные
методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют
словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические
знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные
технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения,
здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, исследовательские и проектные технологии.
Содержание общеразвивающей программы
Программа «Чудо-Лоскуток» является общеразвивающей. Она нацелена не
только на обучение азам лоскутного шитья, но и на развитие личностных
нравственных качеств обучающихся.
Содержание программы по внеурочной деятельности
нацелено на
формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к
общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта
прошлого.
Формы организации занятий:
– беседы;
– практические занятия;
– индивидуальные и групповые занятия;
– коллективная работа;
Структура программы.
Занятия в творческой мастерской «Чудо-лоскуток» ведутся по программе,
включающей несколько разделов.
1. Знакомство с лоскутным шитьём (теоретическая часть).
-История развития лоскутного шитья на Русси.
- Знакомство с различными тканями, приёмами работы с ними.
-Демонстрация лоскутных блоков,изделий из текстиля
-Японская апликация
2. Работа с тканью (практическая часть).
-Швейная машина, её строение и функции.
-Техника безопасности.
-Изучение машинных сточек.
-Изучение стежков, их виды и применение.
-Основные свойства материалов.
- Изготовление шаблонов для блоков и работа с ними
- Изготовление украшений, подарков из текстиля многое другое.
-Технология изготовления блоков.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач
трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Результаты освоения курса.
Главным результатом реализации программы является создание каждым
обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки
обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность

трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь
овладеть всеми секретами несложных художественно-конструкторских решений
может каждый ребёнок.
Личностными результатами изучение курса является формирование
следующих умений:
- знать историю лоскутного шитья;
- структуру тканей;
- правила безопасности работы за машинкой;
- основные технологии машинных швов;
- способы соединения деталей;
- терминологию, оборудование, приспособления, инструменты.
Метапредметными результатами
Познавательные:
- умения поиска новой информации по вопросам прикладного и изобразительного
искусства (изготовление изделия в лоскутной технике);
- умение поиска новых способов, нестандартных форм выражения себя в
творчестве;
- умение развития общей культуры, интеллектуального
- эстетического развития, самосовершенствования своего кругозора;
- умение анализировать работы в различных техниках прикладного,
изобразительного творчества.
Регулятивные: - умение организовать своё рабочее место;
- соблюдение в процессе деятельности правил безопасности;
- умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом, осуществлять самоконтроль;
- умение аккуратно выполнять работу.
Коммуникативные:
- умение своевременно и точно выполняю порученное задание;
- умение радоваться достижениям своих товарищей;
- умение слушать и слышать педагога;
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Учебный (тематический) план «Чудо-лоскуток»
3-4класс (459часов)
№
п/п

Название раздела, тем

Раздел1 Знакомство с лоскутным шитьём
1. Вводное занятие . Что такое лоскутное
шитьё. История зарождения .Знакомство с
планом работы.
2. Инструменты и приспособления для
работы с тканью .Виды ткани.
3. Основа цветовой грамоты.
4. Техника безопасности, правила работы с
инструментами.
5. Японская аппликация
6. Шар «Киме-Коми»
7. Аппликация «Кинусайга»
8. Брелок из ткани «Тюльпаны»
9. Фетр .Работа с фетром, инструменты.
10. Игрушки из фетра
11. Брелоки из фетра
Раздел 2 Работа с тканью
12. Швейная машина, строение, её свойства.
13. Правила безопасного труда.
14. Назначения и устройство применяемых
инструментов , приспособлений для работы
с тканью.
15. Шаблоны ,виды шаблонов и их
применение.
16. Влажно-тепловая обработка ткани
17. Ручные стежки, их виды и применение.
18. Блок из полосок.
19. Блок квадрат в квадрате.
20. Блок « Крези».
21. Блок «Калейдаскоп».
22. Блок «Тюльпан»
23. Очечник в стиле « Пэчворк».
24. Текстильные ёлки
25. Коврик из уголков
26. Коврик «Ляпочиха»
27. Текстильная гусеница
ИТОГО:

Общее
кол-во
часов

Теоретические
занятия

Практические
занятия

10 ч.

5 ч.

5ч.

20ч.

5ч.

15ч.

10ч.
10ч.

5 ч.
5ч.

5 ч.
5 ч.

20 ч.
20ч.
20ч.
15ч.
20ч.
20ч.
20ч.

5ч.
5ч.
3ч.
3ч.
3ч.
5ч.
3ч.

15ч.
15 ч.
17ч.
12ч.
17ч.
15ч.
17ч.

20ч.
5ч.
10ч.

5ч.
5ч.
2ч.

15ч.

15ч.

3ч.

12ч.

10ч.
15ч.
15ч.
15ч.
15ч.
20ч.
25ч.
20ч.
20ч.
30ч.
25ч.
14ч.
459ч.

2ч.
3ч.
5ч.
5ч.
5ч.
5ч.
5ч.
3ч.
3ч.
4ч.
5ч.
3ч.
110ч.

8ч.
12ч.
10ч.
10ч.
10ч.
15ч.
20ч.
17ч.
17ч.
26ч.
20ч.
11ч.
349ч.

8ч.

Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение – используется помещение кабинета
класса с его оборудованием.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
Кадровое обеспечение – педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ
№17», участвующие в реализации общеобразовательной программы.
Методические материалы – обеспечение программы методическими видами
печатной и иной продукции (пособия, дидактические материалы).

Список литературы:
1. М.В .Максимова , М.А. Кузьмина Лоскутики. Г .Тверь «ЭКСМО-пресс»,2015г.
2. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМАПРЕСС, 2015г. 3. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё.
3. Учебно - методическое пособие для учителя. Москва, Школа - Пресс, 2017 г. 4.
Шьём из лоскутков. В3. 4. Волкова Н. В. Пэчворк. Волшебство лоскутного шитья;
Феникс - Москва, 2016. - 256 сНЕШСИГМА ACT. Москва 2016 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».